Фото Reuters
Российские министры не стесняются публично лоббировать интересы богатых монополий, приводя при этом самые удивительные и бессмысленные доводы. В воскресенье глава Минэкономразвития Андрей Белоусов услышал претензии от доверенных лиц президента относительно несправедливой тарифной политики – и в частности, необоснованного повышения цен на газ. Справедливости в повышении газовых тарифов действительно немного. Поставки на внутренний рынок давно уже приносят солидную прибыль. И газ в России стоит уже дороже, чем в США. Тем не менее правительство собирается и дальше директивно повышать цены на газ с темпом 15% в год. Тем самым вся страна облагается своеобразным газовым налогом, который прямиком поступает в бюджет монополии. Объяснить гражданам, почему они должны все больше и больше платить «Газпрому» – очень непросто. Тем более что концерн является мировым рекордсменом по прибыльности.
Однако министр Белоусов нашел четыре оригинальных аргумента в защиту монополии. Во-первых, если не поднимать ежегодно тарифы на 15%, то «Газпром» станет убыточным. Во-вторых, цены на газ нужно повышать потому, что сегодня снизились прибыли у «Росатома». В-третьих, газовики требовали еще большего повышения тарифов, так что 15% – будет в самый раз. И, наконец, чтобы установить новые цены, нужно к показателю инфляции прибавить будущий рост реальной зарплаты – вот и получатся те же самые 15% в год. Подобный набор аргументов заставляет гадать: либо министр пошутил, либо он считает актив Путина недоумками, либо же он знает какую-то страшную газпромовскую тайну, которую другим знать не положено.
«Мы же «Газпром» не хотим загнать в убытки, как мы Роcатом в убытки загнали. Мы сдерживали рост цен на электроэнергию в 2010 году… и Росатом вышел в убытки. Я сейчас полгода сидел, занимался тем, что придумывал, как, не нагружая потребителей, Росатом обратно вывести в плюс. Вы это с «Газпромом» хотите сделать? Получите», – цитирует Интерфакс заявление Белоусова. По словам министра, уровень индексации тарифа складывается, исходя из инфляции в 7% и роста реальной зарплаты на 8%. И 15% – «это цифра компромиссная». «Сегодня оптовая цена газа, по которой «Газпром» поставляет его на внутренний рынок, – примерно 100 долларов за тысячу кубометров. Оптовая цена, по которой он продает по контрактам в Европе, – около 400 долларов», – заметил министр.
Заметим, что никакой инфляции в 7% и роста реальной заработной платы на 8% в официальных прогнозах просто не существует. Да и почему рост тарифов должен вдвое обгонять инфляцию – тоже непонятно. Ведь никакие другие тарифы – кроме газовых – не растут по формуле «инфляция + 8%». Напомним, что чистая прибыль «Газпрома» по итогам прошлого года превысила 1300 млрд. руб. – это почти вдвое больше, чем вся выручка от внутренних поставок. Другими словами, даже если бы «Газпром» бесплатно поставлял внутренним потребителям весь газ, то и в этом случае его чистая прибыль превысила бы 600 млрд. руб. Почему же тогда министр Белоусов уверен, что если не повышать ежегодно тариф на 15%, то у монополии возникнут убытки? Может быть, потому, что он не считается с мнением своих коллег-министров, которые уверены, что монополия не нуждается в особой государственной поддержке. «Я думаю, ничего давать («Газпрому». – «НГ») не надо. Если попросит, то мы посчитаем его экспортную выручку, посчитаем его рентабельность – на внутреннем, на внешнем рынке. Мы еще много чего ему посчитаем. Я считаю «Газпром» крайне неэффективной компанией, у которой достаточно денег и просто нужно навести порядок в своем хозяйстве», – говорит глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев и добавляет, что «тарифное регулирование в России на редкость некачественное». Да и происходит оно в интересах монополий, а не потребителей. При этом власти, похоже, даже не представляют, при каких условиях тарифы в стране могут стабилизироваться.