На минувшей неделе произошло два знаковых события, которые могут вывести из штопора производство отечественного стрелкового оружия. Одним из них стала встреча вице-премьера и председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве Дмитрия Рогозина с президентом Владимиром Путиным, на которой заместитель премьера огласил планы объединения двух оружейных заводов, производящих стрелковое оружие, «Ижмаш» и «Ижмех» под эгидой госкорпорации «Ростехнологии» и общим брендом «Калашников». Вторым стала информация о том, что на подмосковном ЦНИИточмаш в Климовске прошел испытания второй прототип нового автомата АК-12, который создается на том же «Ижмаше».
Президент идею слияния двух родственных заводов одобрил. А временный директор Ижевского машиностроительного завода («Ижмаш») Александр Косов, комментируя для журналистов планы объединения заводов, сказал, что стратегия и тактика этого процесса только разрабатывается в недрах «Ростехнологий». Тем не менее из утечки из кругов, близких к процессу, известно, что, кроме «Ижмеха» и «Ижмаша» под общим брендом «Калашников», не исключено, будет работать вятскополянский завод «Молот» и уже упоминавшийся климовский ЦНИИточмаш. Практически под одной «крышей» соберут и конструкторов автоматического стрелкового оружия, и его производителей, в том числе и серийных, а также испытателей. Что это даст нашим «калашам» – большой вопрос. Но инициаторы этого объединения обещают решительный прогресс в оснащении российской армии самым разнообразным и самым эффективным оружием ближнего боя. Будем надеяться, что это в ближайшем будущем произойдет.
А пока временный директор «Ижмаша» Александр Косов говорит, что основным покупателем продукции возглавляемого им завода являются… США. На нашего «стратегического партнера», как иногда называют Штаты некоторые отечественные политики, приходится 83% экспорта всего стрелкового оружия фирмы, прославленной своей главной продукцией – многочисленными вариантами автомата Калашникова. Не отстают в покупках наших стволов и другие страны Запада. К примеру, за девять месяцев этого года экспорт продукции «Ижмаша» в Италию вырос на 84% по сравнению с тем же периодом прошлого года, в Германию – на 77%, в США – на 62%. Кроме этих стран, крупнейшими заказчиками предприятия являются Казахстан, Украина и Пакистан. Выручка за поставленные за рубеж винтовки и автоматы составила 483,7 млн. руб. Это в 12 раз превышает такой же показатель за 2010 год.
Если кто-то подумал, что Соединенные Штаты и другие страны покупают у Ижевска автоматы Калашникова, то вынуждены их огорчить. Это не их приобретают, а гладкоствольное охотничье или полицейское оружие, которое пользуется большим спросом на Западе из-за традиционной для ижмашевской надежности и простоты. С боевым оружием сложнее.
Известно, что Минобороны страны отказалось покупать автоматы марки АК. Не в этом и в прошлом году, а достаточно давно. Не потому, что оно не удовлетворяет возросшие требования военных, хотя доля истины с этих словах есть. Просто на военных складах, по официальной информации, скопилось 17 млн. единиц этого оружия (по другим сведениям – в три раза больше. – «НВО»), армии даже во время довольно большой локальной войны нужно не больше 500–700 тыс. стволов. Куда девать накопленное, не знает никто. Производить еще – бессмысленно. На «Ижмаше», смеются специалисты, самый большой в мире конвейер по производству «калашей». Надо будет, наклепают бесконечное количество еще. Но беда в том, что больше не надо. Нужно другое оружие – более эффективное и современное, чем «калашников».
Такое оружие, как мы уже упоминали, под маркой АК-12 прошло испытание в ЦНИИточмаш, который единственный в России имеет право дать зеленый свет любым нарезным и гладкоствольным стволам. В печати просочилась информация, что в ЦНИИ выявили массу недоработок у нового АК. Но эта «сенсация» не стоит и выеденного яйца. Всем специалистам известно, что испытания любого нового изделия, будь то автомат или автомобиль, для того и проводятся, чтобы выявить и устранить те шероховатости и изъяны, которых не заметили конструкторы и производители. АК-12, что тестировали в Климовске, – второй протитип нового автомата. Будет еще третий – летом будущего года после устранения всех недочетов, выявленных в ЦНИИточмаш, его запустят на войсковые испытания, потом придет время четвертого прототипа – он выйдет на государственные испытания. И только после них – отправится в войска, если военные его примут. А возьмут они его, если он как минимум на 30–40% будет по своей надежности и эффективности превосходить известные всем «калаши» – АК-47, АК-74, АК сотой серии, АК двухсотой серии и их модификации. При этом надо понимать, что солдату срочной службы и солдату-контрактнику, тем более солдату-спецназовцу нужны очень разные автоматы. Кому-то попроще, но очень надежный, как нынешний «калаш». Кому-то (контрактнику и спецназовцу) посложнее, но крайне эффективный, с высокой кучностью стрельбы. Примерно, как созданный на том же «Ижмаше» «Абакан» со сбалансированной механикой.
Кстати, те 17 млн. автоматов Калашникова, которые лежат-стоят на складах, ни утилизировать, ни топить в океане не будут. «Втюхивать их армии, – как выразился Александр Косов, – тоже не станут». Часть выкинут на мировой рынок, чтобы сбить волну китайского, болгарского и прочего контрафакта, а остальное модернизируют. Уже есть четыре варианта этой работы, самый сложный из них – заводской, где, в частности, меняют затворную крышку, на которой стоит планка Пикатинни, а на нее уже навешивается различное дополнительное оборудование: ночные и оптические прицелы, коллиматоры, другое приспособление для более точной стрельбы, подствольные гранатометы…
И еще новость, «Ижмаш» получает лицензию на разработку нового патрона к «калашу» новой серии. Автомат и патрон – это комплекс, где один без другого существовать не может. Мощному и эффективному оружию нужен мощный и эффективный патрон, такой и будет создаваться. Но об этом в другой раз.