Фото Reuters
Очередной саммит Россия–ЕС состоится 21 декабря в Брюсселе. На нем российскую делегацию будет возглавлять президент Владимир Путин, а делегацию Евросоюза – руководящая «тройка» в составе председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея, главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и верховного представителя по безопасности и внешней политике Кэтрин Эштон. Такие встречи на высшем уровне проводятся дважды в год.
Предстоящий диалог обещает быть насыщенным. Уже потому, что России как стране, принявшей председательство в «двадцатке», предстоит согласовать с ЕС подходы к проведению реформы международной финансовой системы. Кроме того, состоится обсуждение международных и региональных проблем, по большинству которых стороны эффективно взаимодействуют (нераспространение оружия массового уничтожения, борьба с терроризмом, наркотрафиком и оргпреступностью). Как участники «квартета» ближневосточных посредников Москва и Брюссель заинтересованы в согласовании подходов в условиях заметно изменившейся обстановки на Ближнем Востоке. Стороны обсудят и проблемы, вызвавшие разногласия, в частности сирийскую.
Важнейшей частью повестки дня остаются вопросы двусторонних отношений. Нет необходимости доказывать важность связей между обеими сторонами. Это прежде всего касается торгово-экономических отношений. Евросоюз – крупнейший торговый партнер России, а она стоит на третьем месте среди торговых партнеров ЕС. Россия – крупнейший поставщик в ЕС углеводородов. Совокупно страны ЕС являются важнейшими инвесторами в России.
Экономические и финансовые связи с Россией – важный позитивный фактор для ЕС в условиях еврокризиса. Ведь несмотря на тревожные сводки рейтинговых агентств и шарахания международных кредиторов от еврозоны и ее единой валюты – евро, Россия сохраняет крупную часть валютных резервов (42%) в этой валюте, что способствует поддержанию ее на плаву.
И все же нельзя не признать, что в последнее время движение сторон к совместно объявленной цели – созданию четырех общих пространств от Бреста до Владивостока пробуксовывает. Так, в ведущиеся с июля 2008 года переговоры о подписании нового базового договора о сотрудничестве и партнерстве пока не завершены, хотя срок действия старого договора закончился. Главная помеха для заключения нового – необоснованные требования «третьего энергетического пакета» ЕС.
Нет продвижения по двум трекам переговоров по визовой проблеме. Заключение договора по вопросу о безвизовом режиме поездок ряда категорий граждан (официальные лица, бизнесмены и студенты) натолкнулось на нежелание Брюсселя предоставить такой режим для обладателей служебных (официальных) паспортов – служащих госучреждений и госкорпораций.
Пока нет четкого представления о сроках введения общего безвизового режима поездок граждан. Хотя уже согласован список мероприятий, требующихся для этого, и проводится их поэтапный мониторинг, Брюссель упорно уклоняется от установления конкретного временного рубежа. Между тем решение этого вопроса в течение ближайшего года технически вполне осуществимо. В таком случае к зимним Олимпийским играм в Сочи 2014 года граждане стран ЕС могли бы иметь возможность безвизовых поездок в нашу страну. Это стало бы реальным шагом в деле формирования четырех общих пространств.
По сведениям из Кремля, в Брюсселе состоится откровенный разговор по данной теме. Как представляется, решение хотя бы одной из названных проблем правомерно было бы рассматривать как поворотный пункт в отношениях России и Евросоюза.