В эти дни чувства многих православных верующих оказались оскорблены. Однако ни девушки в балаклавах, ни какие-либо другие «кощунники» в этом не виноваты. Оскорблениями осыпают друг друга представители молодого поколения православных активистов, те, кто возложил на себя миссию по тотальному воцерковлению россиян.
Причиной интернет-склоки стала кампания против профессора Московской духовной академии Алексея Осипова. Еще недавно мнение Осипова цитировалось по любому поводу, когда требовалось оправдать общественную активность РПЦ. Профессор МДА позволяет себе нестандартные богословские идеи, критикует старчество, что не всем в Церкви нравится. Как пишут на православных форумах, группа молодых людей, учеников и духовных последователей погибшего два года назад от рук исламиста священника Даниила Сысоева, миссионера с радикальными взглядами, назвала учение Осипова ересью. Его обвинили в склонности к протестантизму, латентном экуменизме и искажении догматов православия.
Имена этих молодых людей совсем недавно оказались на слуху благодаря их бурной деятельности по «защите православных ценностей». Они отметились в деле создания так называемых православных дружин, а также на различных скандальных акциях по пикетированию мероприятий художников-нонконформистов и прочих «врагов Церкви». Профессора МДА поддержала другая группа православных активистов, которую с некоторым допущением можно назвать «либеральной». Для них свойственно миссионерство с уклоном в благотворительность, а также попытки вступить в диалог с критиками РПЦ.
Такие формы принимает «пассионарность» православных верующих, которую долго пробуждали некоторые известные священнослужители РПЦ. Когда-то было произнесено много жарких проповедей о том, что православию не хватает той ревности к вере, которой отличаются, например, мусульмане. Сегодня эта зависть к чужой пассионарности утолена, «свои» молодчики готовы чуть ли не силой нести ценности православия в массы.
Даже в идейных истоках своей пассионарности православные борцы с ересями повторяют логику исламских собратьев. Они тоже отстаивают «чистоту» веры против теологических теорий заслуженных профессоров. У них есть своя база – скоротечные учебные курсы сравнительно новых православных университетов и институтов, зато академия Троице-Сергиевой лавры для них – рассадник вредоносного любомудрия. Между прочим, в число «предателей в рясах» для определенного круга ярых пассионариев попал не только Осипов, но и профессор МДА Андрей Кураев.
Только вот незадача. Молодое поколение миссионеров с бойцовским уклоном оказалось таким резвым и бескомпромиссным, что обратило свои хоругви против тех, кто их породил. Против старшего поколения церковных идеологов, предвкушавших, что неуклонно повышающаяся общественная роль РПЦ в итоге приведет их к лаврам победителей. Но уж чего «старики» не ждали, так это того, что новое поколение захочет так откровенно и бескомпромиссно сменить их лидерство.
Сегодня «дружинники» подвергли ревизии богословские взгляды профессуры Московской духовной академии, а завтра они начнут искать «экуменизм» и «протестантское влияние» в действиях священноначалия Русской православной церкви. Это должно быть сигналом для тех епископов, которые поддерживают бурное развитие «миссии с кулаками».
Но еще более тревожный сигнал получает все российское общество. Масштаб неприятностей превзойдет все существующее ныне, если боевая молодежь, покончив с чисткой в церковных рядах, обратится к «вразумлению» всей страны. Пока что это движение маргинально. Однако раздувающаяся не по дням, а по часам общественная и политическая роль РПЦ торит дорожку для сплоченной и не ведающей сомнений в своей правоте кучке церковных «талибов» (в смысле не искушенных в богословии учеников).