Cоглашение о прекращении огня должно было вступить в силу в ночь на среду в секторе Газа. Об этом заранее объявил президент Египта Мухаммед Мурси, чьи представители играют посредническую роль на переговорах Израиля и ХАМАС, палестинской организации, контролирующей сектор Газа. Но этого не произошло. Вместо ожидавшегося затишья практически всю ночь в Газе гремели взрывы снарядов и бомб. В сторону израильских населенных пунктов летели ракеты.
За время длящейся уже неделю операции «Облачный столп» погибло свыше 130 палестинцев, половина из них – гражданские лица, и 5 израильтян, в том числе 1 солдат.
Это вторая крупная израильская военная операция в секторе Газа. В январе 2009 года в ходе операции «Литой свинец» помимо бомбежек было проведено сухопутное вторжение израильской армии в Газу. Тогда погибло 1300 палестинцев и 13 израильских солдат.
Сейчас к границам сектора стянуты крупные силы армии Израиля, но само вторжение остается пока лишь угрозой. С одной стороны, в Тель-Авиве помнят, что «Литой свинец» не обеспечил решения как военных, так и политических задач. Еще более значимой причиной осторожности Нетаньяху являются политические изменения в регионе. Арабская весна политизировала население стран Ближнего Востока, привела к власти режимы, прислушивающиеся к настроениям улицы. Это прежде всего касается Египта, где анемичный по ближневосточной проблеме режим Хосни Мубарака уступил место власти умеренных исламистов во главе с президентом Мурси. Кроме Египта ныне активную поддержку ХАМАС оказывают Тунис, Катар и Турция. Но именно Египет играет самую активную роль в усилиях по прекращению военной акции Израиля.
Известно, что на переговорах в Каире уже была практически достигнута договоренность о прекращении огня. Однако затем обострились противоречия в том, что касается мер долгосрочного характера. В то время как ХАМАС настаивает на снятии блокады сектора, от которой страдает его население, Израиль делает упор на меры, ведущие к ее сохранению в целях недопущения ввоза ракет и другого оружия. Речь идет о воссоздании буферной зоны между сектором Газа и Египтом, которую обеспечивали бы египетские силы безопасности и, возможно, ООН.
На этом этапе к переговорному процессу подключилась прибывшая в регион госсекретарь США Хиллари Клинтон. Она уже встретилась с Нетаньяху и главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом, а затем прибыла в Каир. В связи с этим надо отметить, что Вашингтон старается действовать в рамках узкого круга, фактически отстраняя от усилий по решению проблемы ООН и квартет ближневосточных посредников, в состав которого кроме США входят Россия, Евросоюз и ООН. Из-за позиции, занятой американской дипломатией, в Совете Безопасности не прошел проект резолюции по урегулированию кризиса, предложенный Марокко. Постпред США в ООН Сьюзан Райс назвала его несбалансированным, то есть неблагоприятным для Израиля. Не получило поддержки предложение Москвы о созыве заседания квартета посредников.
Избранная схема обсуждений создает условия для давления на Египет и через него на ХАМАС. Хотя это может привести к прекращению огня, но в то же время не устранит всех трудностей на пути к долгосрочному урегулированию.
Российская дипломатия могла бы способствовать урегулированию кризиса путем повышения роли имеющихся международных структур, прежде всего Совета Безопасности ООН и квартета посредников. Кроме того, надо добиться подключения к переговорам Палестинской национальной администрации, которая оказалась оттеснена от них. Однако ПНА является законным представителем всего палестинского народа и может сыграть важную роль в урегулировании кризиса. Ведь это урегулирование – лишь часть процесса, который должен привести в конечном счете к всеобъемлющему решению всей ближневосточной проблемы.