Фото Reuters
Открывающийся в четверг, 8 ноября, в Пекине 18-й съезд Компартии Китая (КПК) имеет повестку дня более далеко идущую, чем пять лет, разделяющих съезды. Фактически он определит курс страны и ее лидеров на 10 лет вперед.
По правилу, введенному великим китайским реформатором Дэн Сяопином, сдает властные полномочия четвертое поколение лидеров и принимает пятое. Съезд, собственно, изберет руководящие органы партии и генерального секретаря ЦК КПК. В будущем году, скорее всего в марте, состоится сессия Всекитайского совета народных представителей (ВСНП), то есть парламента, на которой будут произведены государственные назначения. Генеральный секретарь ЦК КПК станет к тому же председателем КНР, а позднее и главой Военного совета, один из членов Постоянного комитета политбюро – премьером Госсовета (правительства).
Уже определенно известно, что генсеком ЦК КПК и председателем КНР вместо Ху Цзиньтао станет его нынешний заместитель на обоих постах Си Цзиньпин. Премьером Госсовета вместо Вэнь Цзябао изберут нынешнего вице-премьера Ли Кэцяна. Новостью станет лишь то, кто будет назначен их заместителями, то есть будущим шестым поколением лидеров, которое придет к власти через 10 лет.
Сложившаяся предопределенность этих назначений не означает, что смена поколений руководителей всегда проходит гладко, скорее наоборот – много признаков конкуренции и скрытой борьбы вокруг высших назначений. Буквально накануне съезда ЦК КПК исключил из партии бывшего члена политбюро Бо Силая. Его будут судить по обвинению в коррупции и попытке скрыть тяжкое преступление его жены.
Показательно, что нынешний глава правительства Вэнь Цзябао на днях подал заявление в руководящие органы с просьбой расследовать финансовые дела его ближайших родственников. Повод для такой просьбы дала публикация в New York Times статьи о том, что родственники премьера занимаются активной предпринимательской деятельностью, используя к своей выгоде его имя. Вэнь Цзябао намерен доказать, что он не имеет отношения к деловым успехам родни.
Эти скандалы отражают серьезную проблему, с которой столкнулась руководящая партия, – широкое распространение коррупции подрывает ее авторитет. Есть и другие острые вопросы. Страна, на протяжении более 30 лет развивавшаяся рекордными темпами (в среднем свыше 10% роста ежегодно), столкнулась с необходимостью перехода на инновационный путь развития. В разных районах проходят выступления населения против строительства экологически вредных объектов и лишения крестьян земли в пользу промышленной и городской застройки. Выросший за годы реформ средний класс все громче добивается отказа от идеологических догм и проведения политических реформ. Эти требования отражаются в дискуссии, которая активно велась во внутрипартийных кругах накануне съезда. Обострились отношения с рядом соседних стран, главным образом из-за территориальных споров.
На главной площади Пекина Тянаньмэнь, где в здании ВСНП будет проходить съезд, по-прежнему вывешен огромный портрет Мао Цзэдуна, ссылки на его идеи фигурируют в партийных документах. Но их нет в материалах предсъездовского пленума ЦК, где упоминается лишь имя Дэн Сяопина. По мнению экспертов, это признак движения в сторону пересмотра роли Мао в китайской истории.
Созыв съезда активно комментируют иностранные СМИ, старающиеся выявить направления будущей внешней и внутренней политики нового руководства. По оценке Би-би-си, партийный форум «определит то, какой будет китайская сверхдержава», и это имеет значение для всего мира.