Необходимость участия граждан в политической жизни многократно и охотно признается руководством страны. «Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни» – это из Послания Дмитрия Медведева в бытность его президентом. Именно этой цели, как нам объясняли, была подчинена реформа, в соответствии с которой для регистрации партий организаторам предлагалось набрать всего 500 сторонников. Учитывая массовость прошлогодних декабрьских акций, можно было ожидать, что в политику хлынет множество партий – «хороших и разных».
Они и хлынули. Десятки оргкомитетов отправили документы в Минюст, многим удалось пройти сложную процедуру регистрации, самые настойчивые (или протежируемые властью) приняли участие в октябрьских выборах. Казалось бы, сбывается обидный, но верный прогноз. Молодые структуры (спойлеры не в счет) столкнулись с трудностями, которые для многих оказались непреодолимыми. Поиски спонсоров, своей ниши в электорате страны, идейной основы, борьба с чиновниками в регионах – чтобы зарегистрировать отделение… А потом – жестокая реальность выборов, где на партию власти работает весь административный ресурс. Слабые покинули поле боя. Те, что посильнее, строят планы. Не факт, что они сбудутся.
Однако – зачем торопить процесс естественного отбора? После 14 октября Минюст стал вдруг очень требовательным в отношении документов, представленных оргкомитетами партийцев на регистрацию. Результат: с десяток новичков либо получили отказ, либо их регистрация приостановлена. В реестре Минюста уже месяц нет прибавления в семействе – в перечне указаны 40 партий, что существовали до выборов. С другой стороны, думские структуры на прошлой неделе получили щедрый дар в виде удвоенного финансирования из бюджета: каждый голос избирателя теперь принесет им не 25, а 50 руб. Вполне рыночный подход государства к партстроительству. Потому что он стимулирует конкуренцию.
А препятствование регистрации новых партий – шаг не рыночный. Конкуренции не предполагающий. Кто решил, сколько партий нужно? 40, 50, 18? По каким признакам определяются лишние структуры? Отказники получают стереотипный ответ: неправильно оформлены документы. Чиновников можно понять: многопартийность рождает проблемы – и не только для власти, озабоченной формальной стороной вопроса. Гражданам тоже приходится выбирать представителей во власть из более широкого круга претендентов. Всем плохо. А без этой пестроты – хорошо? Сужение политического пространства мы уже проходили – во времена КПСС и 6-й статьи Конституции.
Граждане должны нести ответственность за свой выбор. Иначе они никогда политически не повзрослеют. Все претензии россиян к власти происходят от того, что она берет на себя функцию гигантского регулятора жизни страны, влезая во все более узкие щели, занимаясь все более мелкими вопросами, не доверяя людям, как дебилам, ничего более или менее стоящего. Но этот вектор ведет в дурную бесконечность. Мы дожили до того, что глава комитета по СМИ нижней палаты всерьез предлагает отменить критику партий.
Отказывая гражданам в праве на всеобъемлющую политическую конкуренцию, государство берет на себя груз бессмысленной и неблагодарной ответственности. Год назад на Болотную выходили люди, которые возмущались не только фальсификациями на выборах. Они не могли мириться с тем, что 24 сентября на съезде ЕР у них отобрали право выбора президента.
Россияне созрели для того, чтобы платить за собственные политические ошибки. Очевидно, стоит предоставить им такую возможность. И вместо того чтобы устраивать селекцию в Минюсте, разрешить избирательные блоки – чтобы в очередной кампании не потерялись голоса тех, кому близки идеи политических миноритариев. Такого рода регулирование, не мешающее конкуренции, может только приветствоваться.