В Евросоюз, похоже, легче вступить, чем въехать. Организация, готовящаяся к приему 28-й страны, в то же время старательно огораживается: кое-где возобновился контроль на национальных границах, выдвинута идея создания единой погранслужбы. Все это делается для того, чтобы соорудить заслон от нелегальных иммигрантов из стран Африки и Ближнего Востока, создающих угрозу социальному и экономическому благополучию Евросоюза.
Подобное опасение неприменимо к поездкам россиян в страны ЕС и их граждан в Россию – это преимущественно краткосрочные визиты. С развитием торгово-экономических, туристических и иных связей между сторонами возрастает и число поездок, но не так быстро, как хотелось бы – мешает визовый режим. В странах Шенгенской зоны он жесткий, серьезно сдерживающий свободу контактов. Не исключено, что то же самое может быть сказано и о режиме виз в Россию. Помеху можно устранить путем отмены визового режима либо по крайней мере его облегчения.
Между Россией и Евросоюзом ряд лет идут переговоры по двум трекам, касающимся визового режима. Первый предусматривает его облегчение – отмену виз для официальных лиц и упрощение выдачи виз таким категориям граждан, как студенты, научные работники, бизнесмены. Второй трек имеет в виду цель введения общего для всех безвизового режима как важного аспекта формирования общего пространства от Атлантики до Тихого океана.
Несмотря на активный диалог по этой теме, продвижение по обоим трекам наталкивается на препятствия. Так, переговоры об облегчении визового режима натолкнулись на проблему отмены виз для официальных лиц. В то время как российская сторона предложила отменить визы для дипломатов и обладателей служебных паспортов (сотрудники министерств, госкорпораций и техсостав посольств), представители ЕС согласны лишь отменить визы для дипломатов. Якобы слишком много россиян обладают служебными паспортами. Не помогли встречные предложения Москвы ограничить их число до 15 тыс. человек – это вдвое меньше числа лиц со служебными паспортами ФРГ.
На состоявшейся в начале прошлой недели в Люксембурге встрече главы МИД РФ Сергея Лаврова с главами МИД стран ЕС не удалось развязать этот узел.
Весьма различны подходы сторон и по второму треку. В конце 2011 года стороны согласовали список мероприятий, необходимых для введения безвизового режима. Однако если Москва считает, что для их реализации требуется полуторагодовой срок, то Брюссель категорически против выработки «дорожной карты» и готов растянуть процесс на долгие годы.
При этом ЕС ускоренно решает визовые вопросы с другими странами на постсоветском пространстве. Так, украинские чиновники уже получили возможность безвизовых поездок в страны ЕС. Известно также, что против шагов навстречу России в деле облегчения визового режима мешает позиция таких участников ЕС, как страны Балтии и ФРГ.
Становится ясно, что подход Брюсселя к решению визовой проблемы с Москвой подчинен другим внешнеполитическим программам ЕС. Речь идет о Восточном партнерстве, участникам которого оказывается предпочтение.
В чем смысл такого подхода? Он очевиден: поэтапное распространение своего влияния на постсоветском пространстве. Это делается вопреки договоренностям между Москвой и Брюсселем о формировании четырех единых пространств от Атлантики до Тихого океана.
На наш взгляд, эта тема должна быть вынесена на обсуждение на очередном саммите ЕС, который состоится в декабре. При этом Брюсселю необходимо дать понять, что тактика противопоставления России соседним странам будет контрпродуктивна прежде всего для самого Евросоюза.