Партийный «подлесок», образовавшийся в стране в результате последних политических реформ, почувствовал на себе все прелести участия в масштабной избирательной кампании. 14 октября в 77 регионах прошло 4814 выборов различного уровня, охватывающих около 22 млн. избирателей, то есть каждого пятого россиянина, имеющего право голоса.
«НГ» побеседовала с полудюжиной лидеров новых партий, поинтересовавшись их впечатлениями от прошедшей кампании. Основных впечатлений оказалось два. Первое – удивление масштабом фальсификаций. Второе – уверенность в том, что даже в этих условиях можно конкурировать с партией власти, отбирая у нее некоторую долю голосов избирателей. Даже те структуры, которым так и не удалось провести своих кандидатов в местные парламенты, довольны участием в гонке. Их лидеры шли на выборы с трезвой головой – не за победой, а за опытом. Они проводили рекогносцировку на местности. Это был их первый бой. И стартовые позиции почти всегда были слабыми – не хватало времени. Например, с огромными трудностями столкнулись новые партии при регистрации своих отделений на местах – это было условием участия в кампаниях.
Лидер партии «За справедливость!» Владимир Пономаренко рассказал «НГ», что кампанию пришлось проводить в экстремальных условиях: не было ни денег, ни известных на всю страну «паровозов» в списках. Зато были задор и желание испытать свои силы. «С места – в бой» – это лозунг партии. Она попробовала пробиться в заксобрания Краснодарского края, Сахалинской и Челябинской областей, Северной Осетии. Пономаренко гордится тем, что собрал в Краснодаре 1% голосов. Он провел там эксперимент: включил в список человека с фамилией Кавказский. И убедился в том, что в крае совсем не так велик уровень национализма, как многим кажется.
Малые партии строят планы. Они готовы участвовать в промежуточных кампаниях – в тех регионах, где досрочно уходят в отставку мэры. По словам экс-кандидата мэрской кампании в подмосковных Химках Олега Митволя, его «Альянс Зеленых – Народная партия» начинает подготовку к выборам в Мосгордуму 2014 года.
Взгляд на участие малых политструктур в большой политике сегодня принято несколько пренебрежительно оценивать только с одной позиции: мол, все они либо спойлеры, либо дутые образования, понадобившиеся «большим» партиям в качестве дублеров на скамейке запасных. В некоторых случаях так оно и есть. Однако у процесса есть и другая сторона.
Сама процедура партстроительства в России, при всех издержках нового закона, политизирует общество. Люди учатся различать в хоре славословия в адрес власти и другие голоса. Граждане еще не готовы их поддержать – и в силу тотального неверия в эффективность сопротивления власти, и потому, что не слышат от противников ее четких и ярких лозунгов. Их нет даже в самых удачных кампаниях – например, борьба за Химкинский лес вряд ли может сподвигнуть избирателя на массовое голосование в пользу его защитников. Эта проблема сегодня – не самый большой приоритет для горожан.
Впереди у малых партий – поиски таких приоритетов, разработка программ, выдвижение харизматичных лидеров, обобщение опыта. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны. И шаги правильные.
Самое главное – у партизации России нет альтернативы. Стихийный митинг – всего лишь один из методов борьбы или ее начало. В пустыне лес не вырастет – ему нужен подлесок, кусты, болотистые кочки и ручьи. У людей должен быть выбор, и за него должна вестись жесткая борьба.