0
1271
Газета От редакции Интернет-версия

28.09.2012 00:00:00

Он был настоящим

Тэги: грачев, гкчп, ельцин, чечня


грачев, гкчп, ельцин, чечня

Ушел из жизни Павел Сергеевич Грачев, генерал армии, Герой Советского Союза, первый министр обороны России (1992–1996 годы), десантник и просто мужественный и отважный человек, принявший на свои плечи всю ответственность за становление Российской армии и укрепление безопасности нашей страны.

Мало кто знает, что в ночь на 20 августа 1991 года генерал-майор Грачев по приказу ГКЧП должен был не защищать, а штурмовать нынешнее здание правительства на Краснопресненской набережной, где в то время находился мятежный председатель Верховного совета Российской Федерации Борис Ельцин. И перед тем как отдать команду подчиненным ему войскам на атаку, он позвонил министру обороны доложить о своей готовности, но тот даже не взял трубку. Так же поступили и министр МВД, и председатель КГБ... Командующий ВДВ понял, что его подставляют, что ответственность за удачу или неудачу штурма будет лежать на нем и только на нем, и не отдал приказ на штурм. Если бы Грачев поступил иначе, мы бы жили сейчас совсем в другой стране.

Да, ноша ему – министру – досталась неподъемная. Исчезла, растворилась в пространстве великая страна, в которой он родился и вырос, в которой служил, рассредоточилась по национальным квартирам «несокрушимая и легендарная», как когда-то о ней пели в песнях, и России достались только тыловые и кадрированные части той самой державшей весь мир в напряжении великой армии. А самые боевые и прославленные ее части требовалось выводить из Прибалтики, из Восточной Германии, Польши, Чехословакии (была когда-то такая страна), из Венгрии, Монголии и еще черт знает откуда. А это десятки тысяч единиц боевой техники, самолетов и вертолетов, без малого 700 тыс. солдат и офицеров плюс их семьи – женщины и дети, которых некуда поселить – страна к этому не готова. Да и мир не знал таких темпов передислокации такого огромного контингента. Но он и его подчиненные справились с этой задачей. Не без проблем, не без потерь, не без чудовищных ошибок и тотального воровства, которое всегда сопровождает такие поистине революционные события, но все же...

На его долю достались войны в Абхазии и Южной Осетии, в Приднестровье и в Таджикистане, в Карабахе и вокруг него, бандитские нападения на воинские склады и эшелоны, расстрелы караулов... И за то, что все это не перекинулось на братоубийственную войну по всей России, мы тоже должны сказать спасибо и ему. А вывод ракетно-ядерного оружия с территории Украины, Белоруссии и Казахстана?! Кто в теме, знает, как это происходило. Как националисты Незалежной пытались оставить его у себя, понимали, что Украина с ядерной дубинкой – это держава, без нее – одна из бывших республик Советского Союза. Им это тогда не удалось, как не удалось и некоторым политикам из Минска тормознуть вывод из Беларуси грозных «Тополей»... Конечно, не сам Грачев проделал всю эту работу. В ней участвовали президенты США и России, его подчиненные из 12-го Главного управления Минобороны, другие ответственные люди. Но то, что это было сделано без аварий и происшествий, что ядерное оружие не расползлось по миру, заслуга и министра Грачева.

Отдельной строкой в биографии генерала Грачева стоит чеченская война. Он был ее противником. Но, как солдат и генерал, выполнил волю своего Верховного главнокомандующего. Не смог, как обещал, за два часа одним десантно-штурмовым батальоном взять Грозный. Но это была не только его вина, а и очень большая беда нашей страны и армии, допустившей этот страшно кровопролитный коллапс и вынужденной воевать с бандитами, обманувшими свой народ и захватившими власть в одной из самых замечательных республик нашей общей России.

Да, Павел Грачев понимал: пост министра обороны ему достался не по заслугам, не по опыту, умению и знаниям (командующий ВДВ никогда не становился главным человеком в армии) – он принял его по приказу президента и Верховного главнокомандующего Бориса Ельцина. Но он очень старался наверстать то, чего не мог по своей службе освоить раньше. Он опирался на своих подчиненных, среди которых были и друзья, и недоброжелатели, помощники и обыкновенные карьеристы, не очень умные, хотя и пронырливые. Многих проблем и многих горестей, которые достались нашим Вооруженным силам, можно было избежать, если бы на каждом посту сверху донизу находились профессионально подготовленные, честные и совестливые люди, но их, как всегда, оказалось недостаточно. Зато интриг вокруг самого министра и обвинений в его адрес, провокаций и критики в СМИ и просто по жизни было столько, что их смогло бы выдержать не каждое сердце.

Нет, Павел Грачев никогда не был ангелом. Ангелы не носят генеральских погон. Но он был честным и искренним человеком и, по большому счету, достаточно прямодушным, за что и заплатил непомерную цену. И при этом оставался по-настоящему благородным офицером. В редакции «НВО» работают журналисты, которые, даже находясь на воинской службе и работая в центральных газетах, часто критиковали его, своего непосредственного командира, за те или иные поступки. Но никто из нас никогда не подвергался его гневу или мести. Хотя это ничего бы ему не стоило, только заикнись.

Его называют противоречивым, но противоречивым было время, в котором он и мы все жили, и вырвать его из этого времени, как фразу из текста, невозможно. Мы будем помнить его – человека и генерала, которым Россия будет гордиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1274
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
658
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
586
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
753

Другие новости