Минкульт взялся за музеи: на прошлой неделе стало известно, что фактически замораживается утвержденный было проект музея современного искусства; объявлено, что в октябре пройдут общественные слушания по этому поводу, и вполне возможно, такой музей построят не в Москве. А параллельно без слушаний и дискуссий, после на первый взгляд рядового совещания у замминистра культуры Ивана Демидова, судя по взволнованным письмам сотрудников музея, сделаны первые шаги к решительной реформе во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Правда, официальной информации на эту тему ни на сайте Минкульта, ни на сайте музея нет. Одна из последних новостей на сайте Минкульта: Владимир Мединский посетил фестиваль «Музейный гид» на Винзаводе, познакомился с выставкой инновационных музейных проектов, встретился с сотрудниками музеев – авторами проектов из Великого Новгорода, Находки, Ростова-на-Дону, Петербурга, Нижнего Тагила, Кондопоги, Ярославля в формате «Семь вопросов к министру культуры». Отвечая на вопрос Интерфакса, Мединский сказал, что конфликта с Музеем декоративно-прикладного искусства у министерства нет, музей – живой организм, и задача министерства способствовать развитию музеев.
Между тем в Интернете появилось письмо, подписанное сотрудниками музея, из которого следует, что музею грозит чуть ли не закрытие, во всяком случае – решительное преобразование, причем в ближайшее время. То, что министр называет «развитием музея», его научные сотрудники в письмах «во все адреса» называют «преднамеренным развалом музея». Появившиеся в Интернете проекты модернизации, если верить сотрудникам Музея декоративно-прикладного искусства, предусматривают не только смену вывески (в этом году), но и оптимизацию обременения государства на содержание музея. В рамках будущего Национального музея дизайна – именно такое название предлагают авторы новой концепции – предполагается открыть еще один музей – музей еды, о необходимости которого говорил, между прочим, и прежний директор, которого в итоге уволили. Правда – при прежнем министре. «Сдача в аренду дополнительных площадей» – конечно, очень важный аргумент в пользу радикальной реформы, но вряд ли миссия Министерства культуры – в этом. Впрочем, сдача площадей изящно уравновешена другою важной составляющей музейной реформы: предполагается «использовать проект как инструмент патриотического воспитания».
Никто не сможет отнять у министерства как учредителя право назначать и увольнять руководителей подведомственных учреждений, но более чем странно, когда поиск эффективных менеджеров подменяется странными реформаторскими идеями, к тому же даже не предъявленных профессиональному сообществу. Тем более странно, когда это происходит вскоре после встречи Владимира Путина с музейной общественностью, встречи, которую музейщики ждали много лет. «Цивилизованное варварство» – так называют грядущие и опасные, на их взгляд, перемены сотрудники Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства. В Минкульте, с одной стороны, успокаивают: решений пока нет. С другой – говорят: вместо того чтобы скандалы устраивать, работали бы лучше. Но ведь «лучше работать» – это и забота учредителя. Примеры европейские доказывают – чтобы эффективнее работать, совсем не обязательно придумывать реформы с коворкингом и арт-резиденциями. «Лучше работать» можно, опираясь на нынешнюю богатейшую коллекцию музея. На майолики Врубеля и коллекцию русских кокошников, если умеючи, вполне можно найти публику. Что, кстати, доказывает и фестиваль «Музейный гид», который так понравился министру культуры.