Фото Reuters
Тихий океан все больше перестает соответствовать своему названию. Вашингтон предпринял дипломатический демарш в отношении Пекина в связи с китайской позицией в территориальном споре в Южно-Китайском море. Ведущая китайская газета «Жэньминь жибао» предложила американцам «заткнуться» и обвинила США в стремлении подлить масла в огонь конфликта и рассорить страны региона. Во Вьетнаме и на Филиппинах проходят антикитайские демонстрации. Спор ведется на всех уровнях – официальном, общественном и в СМИ.
Речь идет о двух территориальных конфликтах. Один касается претензий КНР, а также Вьетнама, Филиппин, Брунея, Малайзии и Тайваня на две группы островов в Южно-Китайском море – Спратли и Парасельские, в китайской топологии – Наньша и Сиша. Это в основном рифы, малопригодные для проживания. В Восточно-Китайском море Китай и Япония оспаривают принадлежность островов Сэнкаку, как их называют контролирующие архипелаг японцы, или Дяоюй в китайской терминологии.
Спор обострился, как это, например, отмечают в Пекине, в связи с обнаружением в районе упомянутых островных групп запасов углеводородов, в основном газа. Особенно это касается архипелагов на юге, при общей площади которых, равной 13 кв. км, они могут стать основанием для объявления экономической зоны в размере 2 млн. кв. км.
Территориальные споры существуют столько же времени, сколько сами международные отношения. Их сохранение и даже в данной ситуации обострение опровергает высказывавшиеся некоторыми политологами-оптимистами суждения, будто глобализация с ее всеобщей экономической взаимозависимостью погасит трения подобного рода. Практика показывает, что соперничество в мире в стремлении получить доступ к сырьевым ресурсам обостряется. Это касается не только АТР, но и практически всех регионов земного шара.
Накал нынешних споров пугает. И дело не только в используемых громких словах и даже в расширении полемики в целом – прибрежные страны, например, оспаривают даже названия морей – Японского и Южно-Китайского (топологическая война?). Чувство тревоги вызывает все более заметная демонстрация военных мускулов. Известный портал Asiatimes.com делает предостережение по поводу намерения Токио усилить охрану островов Сэнкаку (Дяоюй), напоминая, что у этой страны немалая военная мощь: крупные надводные ВМС и современные системы управления, наблюдения и связи. Впрочем, ссылки только на военную мощь Японии недостаточно в свете ее союзных отношений с США. Кроме Японии у Вашингтона военные связи с другими странами АТР, в частности он оказывает военную помощь Филиппинам.
Свою роль в этом конфликте Вашингтон объясняет заинтересованностью в обеспечении свободы морей. Пекин энергично отвергает эти заботы и вместе с ними предложение США решать проблему коллективно. В Китае согласны вести любые дискуссии только на двусторонней основе.
Россия никак не вовлечена в эту конфликтную ситуацию, она не получала предложений о посредничестве, и поэтому ее возможная роль в урегулировании конфликта на данный момент не просматривается.
Разумеется, конфликт создает не очень благоприятный фон для саммита Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), который пройдет во Владивостоке 7–8 сентября. Надо иметь в виду, что попытки выдвинуть на нем инициативы по решению конфликта скорее всего будут контрпродуктивны в свете той жаркой полемики, которой он в данный момент сопровождается. Ведь разговор на столь острую тему просто невозможен до того, как стороны сами поймут необходимость охладить свой пыл.
В то же время успешная работа саммита по уже намеченной повестке дня вполне возможна, и это будет способствовать такому протрезвлению. Успех саммита во Владивостоке реален, его надо всемерно добиваться, несмотря на тайфун в политическом климате региона.