Фото Reuters
Уже к осени, вероятно, в России окончательно прояснится форма (структура), а возможно, уже и содержание, то есть контент Общественного телевидения. К апрельскому указу президента на прошлой неделе добавились «три кита» проекта: назначен глава канала, оглашен список Наблюдательного совета и представлена схема финансирования. Итак, контуры обрисованы, власть перешла от слов к делу, и, казалось бы, общество должно активно включиться в обсуждение.
Но этого не происходит. Тема явно выпадает из информационного поля. Почему граждане не бросаются советовать, критиковать, предлагать? Ведь им вроде бы предложено мощное оружие в борьбе с бюрократами.
Похоже, люди не верят в Общественное телевидение, не верят в то, чего еще нет, – граждане не верят очередному обещанию власти. Их можно понять. Кратко суть главной претензии общества и экспертов к проекту изложил Владимир Познер: не может быть телевидение общественным, если государство назначает его руководителя. Источники финансирования при этом, замечает он, значения не имеют. Так ли?
На Западе именно государство поддерживает аналогичные проекты. Что не мешает общественному характеру телевидения. На первый взгляд российский закон предусматривает похожую схему. Однако наше Общественное телевидение, предполагается, лишь поначалу будет финансироваться из государственного бюджета, а потом должно перейти на частные источники пополнения его казны.
В отечественных реалиях это означает запланированные бедность и ангажированность канала. В идеале кошелек ОТВ должно пополнять государство. Населению такая задача не под силу. Нищее Общественное телевидение не нужно ни власти, ни обществу. Граждане не будут его смотреть, а руководство страны лишится потенциально важного источника объективной информации, впрочем, возможно, ей и не нужного. В общем, в нынешнем варианте схема развития Общественного телевидения, очевидно, не соответствует его высокому предназначению. Лишь при солидной господдержке ОТВ станет конкурентоспособным. Задача Наблюдательного совета ОТВ, сформированного на прошлой неделе, – исключить политическую цензуру, прежде всего в новостях, отказаться от практики стоп-листов и рекламы в любом ее виде. Трудно рассчитывать на достижение этой цели, опираясь только на частное финансирование.
Проблема еще и в том, что в российских реалиях государственная поддержка ОТВ априори не может остаться безадресной, идеологически нейтральной. На Западе проще – там политические партии сменяют друг друга во власти, и каждое новое правительство продолжает финансировать общественное телевидение, не стремясь его каждый раз подмять под себя. Зная, что при следующей пересменке бумеранг вернется и больно ударит. И, дорожа общественным мнением, все стремятся избегать репутационных рисков.
В стране, где практически отсутствует политическая конкуренция, государственная поддержка канала означает поддержку со стороны единственной политической силы, постоянно находящейся наверху властной пирамиды. И поэтому ОТВ, критикуя, к примеру, ЕР, автоматически поведет борьбу с верховной властью, поскольку та слишком прочно завязана с ЕР. В этой ситуации государство может проявить повышенную чувствительность в отношении своего детища. И даже наказать его за плохое поведение. К примеру, переведя его на самофинансирование. Впрочем, именно такой порядок – на перспективу – и заложен в сегодняшний проект ОТВ.
Наличие нормального Общественного телевидения – такой же показатель развитого общества, как, например, продолжительность жизни или положение детей, женщин и стариков. Практика других стран показала взаимозависимость этих сфер. Что логично: только адекватное информирование граждан и власти приводит к правильным решениям последней в отношении первых.