Фото Reuters
Реформа электроэнергетики – одно из самых удивительных и парадоксальных событий в новейшей истории России. Почти 10 лет правительства Касьянова, Фрадкова, Зубкова и Путина вместе с Анатолием Чубайсом переделывали энергосистему страны – чтобы создать прозрачную конкурентную среду, привлечь инвестиции, повысить надежность энергоснабжения и обеспечить устойчивое развитие всей экономики. Именно так были сформулированы благие цели всей реформы еще в 2001 году. С тех пор правительство выпустило тома распоряжений, постановлений и правил работы отрасли, расформировало РАО «ЕЭС» и создало на его основе десятки новых энергокомпаний. После такой титанической работы новая отрасль, казалось бы, должна была работать как часы – на радость потребителям и инвесторам. При этом властям бы оставалось лишь общее наблюдение: за условиями конкуренции и за соблюдением технических регламентов. Так должно было быть в теории и в замыслах реформаторов. На практике же ни одна из заявленных целей реформы так и не была достигнута.
Сегодня первые лица государства открыто признают, что электроэнергетика в ее нынешнем виде создает системные угрозы для всей экономики. Потребители страдают от поборов местных монополий. Цены в отрасли устанавливаются произвольно. О прозрачности и надежности остается мечтать. Властям же приходится в ручном режиме контролировать чуть ли не каждый шаг энергетиков: от финансовых потоков в отдельных компаниях до структуры собственности и связей с подрядчиками.
На первом же заседании президентской комиссии по стратегии развития ТЭКа Владимир Путин поставил задачу: «Нам нужно сформировать условия для прозрачного функционирования всей хозяйственной цепочки в электроэнергетике и, в частности, навести порядок с платежами в электроэнергетике». «Наша цель – создать объективные, экономически обоснованные механизмы ценообразования на рынке электроэнергетики, чтобы потребитель платил справедливую, а не взятую с потолка цену за услуги. …Иначе мы просто создаем непреодолимые препятствия для развития экономики страны», – формулировал задачи Путин в декабре прошлого года.
Возразить против такой постановки нечего. Но после 10 лет предыдущих реформ она все же вызывает вопросы, без ответа на которые невозможно надеяться на успех. Почему заявленная в 2001 году стратегия реформы не привела к ожидавшимся результатам? Почему сегодняшние попытки «навести порядок с платежами» и установить «прозрачное функционирование всей хозяйственной цепочки» не закончатся так же, как и предыдущее десятилетие реформ?
Неудачи в электроэнергетике проще всего было бы списать на коварство Анатолия Чубайса. Но ведь реформой занимался не один Чубайс, а весь государственный аппарат: администрация президента, аппарат правительства и несколько федеральных министерств. Почему же государственная машина потерпела фиаско? Без подробной работы над ошибками преобразования в электроэнергетике будут ограничиваться персональными нагоняями, кампанейщиной и ручным управлением. Власти могут попытаться отслеживать все взаиморасчеты энергетиков, бороться с офшорами и вылавливать родственников среди подрядчиков энергокомпаний. Но вряд ли эти меры помогут создать в стране современную электроэнергетику.
Неудача реформы энергетики – это не только абстрактные рассуждения. За отсутствие конкурентной среды и прозрачных механизмов в отрасли каждый гражданин России платит из своего кармана немалые деньги. И в ближайшие годы будет платить еще больше. В этом году тарифы на электроэнергию для населения увеличены на 6%. А в следующие три года они будут увеличиваться уже на 12–15% ежегодно. Для остальных потребителей, за исключением населения, цены на электроэнергию планируется поднимать ежегодно на 10,5–12,7%.