Новость последних дней, по понятным причинам оставшаяся в тени главной трагедии: в России создают политический театр. Сенсация! Даже название уже придумали, по нынешней моде – выбирали путем голосования в социальных сетях, называться новый театр будет «Кооператив Театр». Есть название – теперь можно наконец приниматься за работу, то есть на днях начнут репетировать. Режиссер – известная гражданская активистка, участница митингов и организатор пикета в память о Сергее Магнитском.
Что ж, для политического театра на первый взгляд вполне подходящая биография. Но тут же тормозит соображение иного рода: это когда же в театре сперва сочиняли название и лишь потом – начинали репетировать? Чаще, если брать примеры известных театров, оставшихся в истории, репетировали, даже выпускали первые спектакли, попутно думая о том, как нас теперь называть. То же примерно следует сказать и о лидере: участие в митингах и пикетах, безусловно, краеугольная деталь для режиссера, который заявляет о политических амбициях своего театрального детища, но разве нобелевского лауреата, писателя и драматурга Гарольда Пинтера мы ценим за антиамериканские его заявления и борьбу его против войны в Югославии etc., а актера и режиссера Дарио Фо, также получившего Нобелевскую премию по литературе, – за шутки над Берлускони? То есть мы не можем исключить, что те или иные политические заявления для экспертов разных международных премий важны, что это учитывается при вынесении решения, но авторитет среди профессионалов и тот, и другой, и многие-многие другие заслужили не политическими заявлениями и выступлениями на митингах. Часто случалось наоборот: к примеру, Джорджо Стрелера, великого итальянского режиссера, основателя Пикколо Театро ди Милано, знали во всем мире, но далеко не все поклонники его таланта были в курсе, что режиссер – еще и член коммунистической партии, которому однажды даже предлагали баллотироваться от коммунистов на пост мэра Милана.
Театр, как и любое другое искусство, вообще-то по-разному может участвовать в политической жизни. Возможно появление искусства прямого действия, впрямую реагирующего на итоги выборов или иные какие-то изменения в стране. Режиссеры могут выступать в поддержку или, наоборот, осуждать происходящее или конкретных политиков. Но, имея перед глазами новость о нашем новом политическом театре, как-то стесняешься, ощущаешь ее нелепость, листая программу открывшегося на этой неделе крупнейшего в мире Авиньонского театрального фестиваля. Сразу же понимаешь: если кого-то что-то волнует по-настоящему, они не станут ждать итогов голосования в Интернете и не будут долго выбирать название. Спектакль Николаса Штеманна и Бруно Мейсата будет говорить о крахе финансовых систем, а новая работа Мапо Театро – о политическом насилии в Колумбии, еще один спектакль посвящен перманентной политической нестабильности в Ливане, известная и в России драматург Кэти Митчел в этот раз написала пьесу об экологических проблемах. Это сильно расходится с нашими театральными буднями: у нас «Отморозки» Серебренникова – почти единственный спектакль «на злобу дня», вышедший за последние годы, а Театр.doc – чуть ли не единственный театр, который последовательно поднимает у себя, в своем подвале на 50 мест, политические вопросы. Но и в том, и в другом случае – это темы и вопросы, органичные и для названного режиссера, и для названного театра. Нет сомнений, что они говорят о том, что волнует их самих, волновало вчера и скорее всего не перестанет волновать завтра. Такому политическому театру, конечно, и доверия больше. Так же и с митингами и прочими политическими вопросами: насильно, как учили нас основоположники марксизма, невозможно заставить людей выйти на митинг, равно и полюбить политический театр.