Фото Reuters
Сегодня в Мосгорсуде должна рассматриваться кассация на решение Таганского райсуда Москвы оставить предполагаемых участниц Pussy Riot под стражей до 24 июля. Три молодые девушки содержатся в СИЗО уже более четырех месяцев, и, хотя пока идет борьба за лишние недели предварительного заключения, они отсидели уже достаточно, чтобы строить предположения о возможном приговоре. Теперь уже мало кто сомневается, что приговор не будет ни условным, ни тем более оправдательным. В противном случае пришлось бы признать, что обвиняемые провели месяцы за решеткой напрасно. Срок предварительного заключения уже достаточно велик, чтобы быть зачтенным в срок отбывания наказания по решению суда.
Замечено, что к предполагаемым участницам хулиганской акции в храме Христа Спасителя отношение более строгое, чем к обвиняемым в некоторых преступлениях, повлекших человеческие жертвы. На последнем заседании суда по этому делу, 5 июля, адвокаты отмечали, что в качестве потерпевших выступили охранники и служители храма. То есть не было представительного числа православных верующих, чувства которых оскорблены их поступком. Во всяком случае, именно о кощунстве по отношению к святыне и, как следствие, оскорблении чувств всех верующих говорили официальные представители РПЦ. Общественности пока не представили убедительных доказательств того, что потерпевшие понесли ущерб именно от кощунственных, а не хулиганских действий девиц. А раз это хулиганство – должно быть административное, а не уголовное дело, и такое долгое следствие не оправданно, а предварительное заключение не соответствуют деянию обвиняемых. Об этом говорят официально уполномоченные государством правозащитники Владимир Лукин и Михаил Федотов.
В последнее время все чаще сравнивают этот суд и евангельскую историю. На акции в защиту узниц приносят плакаты, на которых изображены распятые женщины в масках Pussy Riot. Их называли истинными христианками в противовес официальной Церкви. Вначале у большинства людей, осуждающих хулиганский поступок в храме Христа Спасителя, подобные сравнения вызывали отторжение и скепсис. Но те, кто подталкивает власть к жестоким мерам по отношению к девушкам, делают эту аналогию все более убедительной.
Официальные представители РПЦ говорят, что осквернение святынь чуть ли не страшнее убийства. Но при этом устраняются от ответственности. Дескать, это дело политическое, связано с протестным политическим движением, поэтому власть так строга. Но Pussy Riot начиная с осени 2011 года несколько раз выступали с песенками, где звучали насмешки над тогдашним кандидатом в президенты. А незадолго до захвата солея храма Христа Спасителя они взобрались на Лобное место перед самым Кремлем. Тогда они заплатили несколько сот рублей штрафа. А наручники на них надели только после «выступления» в храме, да и то спустя несколько дней, пока, как представляется, правоохранительные органы ждали от кого-то указаний, как им действовать на этот раз.
Официально объявляя о позиции невмешательства в следствие и суд, в своих публикациях официальные представители РПЦ оправдывают жесткость по отношению в обвиняемым и напрямую, и поддерживая репрессивные инициативы политиков в отношении критиков Церкви. Впрочем, некоторые священнослужители уже выступают с требованием к РПЦ просить об освобождении девушек из СИЗО. Ведь руководство РПЦ все больше напоминает первосвященников из евангельской истории тем, что настойчиво указывает прокуратору на «антигосударственный» характер поступка девушек. В те времена, о которых повествует Евангелие, тоже шла политическая борьба. Вот и теперь власть умывает руки, наблюдая, как вся вина за выросшую на пустом месте новоявленную Голгофу ложится на РПЦ. В условиях нынешней политической неопределенности это может оказаться для власти небезвыгодно.