Фото Reuters
Тегеран признал, что после вступления в силу 1 июля полного запрета ЕС на импорт иранской нефти санкции, введенные в связи с его спорной ядерной программой, достигли максимально жесткого уровня. «Санкции в отношении нашей страны являются наиболее серьезными и обременительными из тех, что когда-либо были наложены на Иран, – заявил во вторник президент Махмуд Ахмадинежад. – Но предположение врагов, что они могут с помощью санкций ослабить Иран, является ложным». Он обратился к иранскому народу с призывом помочь правительству в преодолении последствий санкций.
Решение ужесточить санкции против Тегерана Евросоюз принял в январе. Нефтяное эмбарго вступало в силу поэтапно, чтобы не нарушать заключенные контракты. Кроме того, европейские компании прекратили заключать договоры о страховании танкеров с иранской нефтью. По данным Международного энергетического агентства, экспорт иранской нефти, который приносил казне ежегодно до 75 млрд. долл., с начала года снизился на 30%.
Эмбарго ввели не только Евросоюз и США. Вашингтон оказал нажим на ряд стран, чтобы те снизили закупки иранской нефти. Япония и Индия объявили о сокращении импорта на 20%, Южная Корея временно полностью отказалась от поставок, поскольку не может найти компании, готовые застраховать транспортировку. Пока держится Китай, закупающий 22% иранской нефти.
Сокращение притока нефтедолларов привело к инфляции в Иране. Она, по официальным данным, составляет 20% в год, но наблюдатели уверяют, что только с начала 2012-го иранский риал утратил половину своей покупательной способности. Эти данные косвенно подтверждает и Центральный банк Ирана: повышение цен на многие продовольственные товары всего за один год составило от 39 до 78%.
Иранское руководство то грозит перекрыть Ормузский пролив, уничтожить базы США на Ближнем Востоке и проводит испытания баллистических ракет, то проявляет демонстративное равнодушие. При этом Иран пытается найти обходные пути для экспорта нефти. По сообщениям СМИ, 15 из 39 иранских танкеров ходят под флагом Тувалу – островного государства в Полинезии с населением около 11 тыс. человек. Часть иранских судов переименована, а капитаны отключают транспондеры, чтобы избежать контроля маршрутов со стороны Международной морской организации. На соответствующий запрос Министерство нефти ответило, что ведомство не комментирует сообщения СМИ.
Зато в Тегеране назвали санкции палкой о двух концах. Высокопоставленный иранский священнослужитель заявил информационному агентству ИРНА, что США и страны Евросоюза доставили своим гражданам больше проблем, чем Ирану. Поставки из Ирана позволяли странам ЕС покрывать от 3 до 6% их потребностей в сырой нефти. И хотя с января у большинства импортеров было достаточно времени, чтобы подыскать других поставщиков, пострадать может Греция. Если раньше Иран поставлял Греции, испытывающей финансовые трудности, нефть в долг, то теперь ее придется закупать на свободных рынках. Если же мировая экономика в скором будущем выйдет из кризиса, спрос на нефть и соответственно цены на нее резко поднимутся. И тогда США и Европа будут остро нуждаться в иранской нефти.
В свою очередь, на Западе заявляют, что не откажутся от санкций до тех пор, пока Иран не согласится на переговоры о судьбе своей ядерной программы. Между тем, как сообщила вчера Washington Post, эксперты «шестерки» международных посредников (постоянные члены СБ ООН и Германия) и Ирана, заседавшие во вторник в Стамбуле, продемонстрировали стремление к возобновлению полномасштабных переговоров. Когда около часа ночи иранская делегация покидала зал заседаний, один из ее членов заметил: «Мы улыбаемся, и этим все сказано». Возможно, Иран желает избежать нового санкционного нажима. Ведь на Западе не исключают новых, еще более жестких санкций, хотя и не уточняют, в чем они могут заключаться.