Фото Reuters
Для всех, интересующихся образованием, – две новости. Первая. Стандарты средней общеобразовательной школы приняты. И как раз в том виде, в котором они не устроят ни довольно значительную часть педагогической общественности, ни родителей с низким уровнем доходов, ни население, живущее в дотационных областях и сельской местности. Вторая новость получше – предлагаемые стандарты будут введены повсеместно только в 2020 году.
Почему в 2020 году? Стандарты начальной школы ввели только с прошлого сентября. А это означает, что когда нынешние первоклашки пойдут в пятый класс, для них введут новые стандарты (для 5-го класса). Это случится в 2015 году. В выпускной класс эти же школьники пойдут в 2020 году. Этот год и станет годом повсеместного введения нынешних стандартов.
Новые стандарты определяют профильный принцип образования. Всего профилей пять: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. Общими для всех профилей станут: русский язык и литература, иностранный язык, математика (алгебра и начало математического анализа, геометрия), история (Россия в мире), физкультура, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).
Дальше для учеников определены предметные области, которые они могут пройти в «базовом или углубленном порядке»: филология, общественные науки, иностранные языки, математика и информатика, физкультура, экология и ОБЖ. В качестве дополнительных предметов школьникам предлагают на выбор: астрономию, дизайн (sic!), психологию, технологию (sic! sic!), искусство, историю родного края. Кроме них у школьников должен быть еще индивидуальный проект. И вот это все входит в те 37 часов (раньше было 36 часов) в неделю, что государство готово оплачивать. Новый стандарт предполагает, что обязательных ЕГЭ теперь будет не два (русский и математика), а три (добавляется иностранный язык).
Прежде всего принятые стандарты, уверяют разработчики, закрепляют тенденцию, сложившуюся в типичной школе: примерно к концу 9-го класса школьники более или менее определяются с будущей профессией. И начинают целенаправленно и много готовиться к профильному экзамену. Так как школа эту дополнительную подготовку обеспечить не может, многие родители нанимают своим детям репетитора или находят платные курсы. Авторам стандартов старшеклассников и их родителей очень жалко. В результате и появилось так называемое «профильное обучение».
Кто в проигрыше от новых стандартов? Все те, кто хочет вернуть прежнее советское образование: чтобы дети грамотно писали сочинения, при этом освоив сложные разделы алгебры и начала анализа и имея полноценные, а не обрывочные знания в области естественно-научных дисциплин. Правда, новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов уверяет, что возможность выбрать «универсальный модуль» всегда у родителей остается. Но, будем откровенны, обеспечить этот самый универсальный модуль на должном уровне все труднее и труднее.
И, конечно же, с введением нового стандарта расслоение школ только усиливается. Можно ли представить себе сельскую школу, которая ввела бы у себя уроки психологии, дизайна, астрономии и т.д.? А которая сдаст ЕГЭ по английскому не на «два»? Если только название деревни не Рублевка – едва ли. Зато уроками «История моего села», ОБЖ, физкультуры и технологии с успехом заменят уроки географии, биологии и химии. Так что «индивидуальные планы учеников» обернутся скорее всего индивидуальными возможностями школы, села, региона...
Заметим только, что успешные московские школы, например, давно живут этими самыми индивидуальными планами. Все, собственно, и делалось и задумывалось под них. Это им, большим кораблям, – большое плавание. Главное, чтобы остальные школы членовредительством особо не занимались. А до 2020-го еще столько воды утечет…