Фото Reuters
Готовящееся соглашение между ФРГ и Саудовской Аравией о закупке немецкой бронетехники (см. «НГ» от 18.06.12) поражает масштабностью. Речь идет о 600–800 современных танках «Леопард-2». Вместе с обслуживанием они обойдутся в 10 млрд. долл.
Это не единственная за последнее время крупная оружейная сделка Эр-Рияда. В конце прошлого года администрация Барака Обамы известила Конгресс о продаже Саудовской Аравии 84 боевых самолетов F15SA и модернизации ранее купленных 70 самолетов F15. За 30 млрд. долл. Кроме того, будет проведено обучение летного состава и поставлены необходимые боеприпасы. Стоимость сделки – 30 млрд. долл. (Кстати, население Саудовской Аравии составляет 28,7 млн. человек, численность армии – 225,5 тыс. человек.)
Речь идет о реализации серьезной, долгосрочной стратегии с конкретными целями. Главный вектор этих действий – усиление роли на Ближнем Востоке блока монархий зоны Персидского залива, объединившихся в возглавляемый Эр-Риядом Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Запад способствует этому в интересах укрепления собственного влияния в регионе и закрепления своего доступа к его ресурсам. Это стало особенно необходимо в условиях, когда арабская весна дестабилизировала обстановку в целом ряде стран, выключив из активного участия в международных делах таких прежде активных игроков, как Египет, Сирия и Ливия.
Действуя через Саудовскую Аравию и ее партнеров по ССАГПЗ, можно эффективно влиять на то, куда и как пойдут процессы, названные арабской весной. Наконец, немалые деньги, уплачиваемые за вооружения, – хорошая подпитка для государств и фирм, их производящих. Особенно сейчас, когда всем не хватает денег.
В последние годы власти Саудовской Аравии отошли от роли некоего рака-отшельника, который лишь изредка покидает свою раковину, чтобы взглянуть на обстановку вокруг себя. Эр-Рияд активно заинтересован в событиях арабской весны, его союзники Катар и ОАЭ участвовали в операции в Ливии. Саудовская Аравия и Катар активно добиваются прекращения миссии Кофи Аннана в Сирии и организации иностранной интервенции и, по некоторым сведениям, уже снабжают оружием сирийскую вооруженную оппозицию.
Ускорение военного строительства в Саудовской Аравии и соседних монархиях – новый фактор обстановки. Показательно, что его организатор – принц Сальман бин Абд аль-Азиз Аль Сауд – только что дополнил свой пост министра обороны должностью вице-премьера и, самое главное, стал наследным принцем, то есть будущим преемником короля.
Против кого же направлены военные приготовления Эр-Рияда? Вопрос уместный в свете того, что почти все соседи Саудовской Аравии – ее союзники. Но есть более дальние страны. На главного противника указала New York Times: «Иран является давним врагом Саудовской Аравии». Разоблачительный сайт WikiLeaks приводит высказывание короля Саудовской Аравии Абдаллы в беседе с высокопоставленным американским гостем: «Надо отрубить голову этой змее». Якобы речь шла об Иране.
Есть и другой потенциальный оппонент. Об этом говорит тот факт, что, по данным западных СМИ, в случаях, когда в Ираке обострялся конфликт между суннитской и шиитской общинами, саудовцы делали Багдаду предостережения: мы, мол, не можем остаться в стороне, в случае чего поддержим единоверцев.
Все это говорит о вырисовавшейся линии конфронтации: мусульмане-сунниты против мусульман-шиитов. Конфликты между обеими главными ветвями одной и той же религии тянутся уже века и происходят в целом ряде стран – от Ливана до Пакистана, но сейчас они могут приобрести межгосударственный характер.
Подобное происходит в регионе, и так весьма насыщенном конфликтами. В результате ситуация в нем становится все более взрывоопасной.