Фото Reuters
Начавшееся лето и вместе с ним туристический сезон не принесли россиянам долгожданного прорыва на европейском направлении – не оправдались надежды на скорую отмену визового режима со странами – участницами Шенгенского соглашения. Это, как известно, страны ЕС и еще несколько государств.
Визовая тема была одной из основных на прошедшем в начале месяца в Санкт-Петербурге саммите Россия–ЕС. Разногласия между сторонами даже выплеснулись в публичных речах участников встречи. Президент РФ Владимир Путин настойчиво призывал своих партнеров к решению визовой проблемы, ссылаясь на стремление россиян к широким контактам с Европой по всем направлениям – деловым, культурным и туристическим. А председатель Европейского совета Херман ван Ромпей и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу излучали оптимизм и отмечали, что сторонам все еще надо решить «кое-какие технические вопросы».
В действительности прогресс наблюдался в основном в том, что касается нарастания числа поездок граждан России в Европу и граждан стран ЕС в Россию. Это связано прежде всего тем, что ЕС является основным торговым партнером нашей страны. На него приходится половина российского внешнеторгового оборота. Традиционны культурные связи России с европейскими странами, они же являются важнейшим объектом интереса российских туристов. В прошлом году визы в страны Шенгенской зоны получило 5,6 млн. россиян, в том числе около половины – одноразовые.
В то же время реального облегчения визового режима не произошло. Нет даже ожидавшегося соглашения об отмене требования получения виз для отдельных категорий граждан (дипломатов, ученых, бизнесменов). Оказывается, переговоры натолкнулись на проблему служебных паспортов, которыми обычно пользуются госслужащие. По мнению Брюсселя, их в России выдают слишком широко, в том числе и руководителям госкомпаний. Против этого якобы возражают «отдельные страны – члены ЕС».
Что касается движения к общему безвизовому режиму, то для него на саммите Россия–ЕС в декабре прошлого года определены согласованные «общие шаги». При этом в Брюсселе не хотят рассматривать их как связанную с конкретными сроками «дорожную карту».
Дело в том, что сами эти задачи обязывают Москву помимо готовности принимать назад людей, нелегально выехавших из России в страны ЕС, обеспечить герметичность российских границ по всему их периметру для недопущения как нелегальной иммиграции, так и наркотрафика.
Надо отметить, что для России и ЕС визовая проблема выглядит неодинаково. Поток людей, въезжающих в Россию из стран ЕС, гораздо меньше количества россиян, совершающих поездки в страны ЕС. Брюссель не сталкивается с давлением населения стран ЕС в пользу ослабления режима въезда в Шенгенскую зону. Скорее наоборот. Только на днях на совещании министров внутренних дел стран ЕС было принято решение о праве отдельных стран вновь вводить контроль на внутренних границах. Поэтому и с вопросами облегчения въезда из стран, не входящих в ЕС, можно не спешить. Визовая проблема в отношениях между ЕС и Россией может стать чем-то похожим на пресловутую поправку Джексона–Вэника в американском торговом законодательстве – отмену виз можно обещать весьма долго.
В отношениях между Москвой и Брюсселем визовая проблема – не единственная. Нет продвижения и в работе по подготовке нового базового договора взамен старого, потерявшего силу в 2007 году.
Между тем Евросоюз – важнейший партнер России по всем направлениям – от торгово-экономических связей до культурных обменов. Однако их продвижение, как видим, не столько зависит от переговорного процесса с Брюсселем, сколько от развития отношений с конкретными европейскими странами. Это и далее будет определять темпы развития отношения России с Европой.