Фото Reuters
На повестке дня в России снова тема полицейской защиты духовных ценностей и чувств верующих. Новый импульс обсуждениям дало происшествие с журналистом Сергеем Асланяном, который после легкомысленных высказываний в радиоэфире о Пророке Мухаммеде подвергся нападению не известного пока преступника.
Как сообщил потерпевший, мужчина восточной наружности наносил ему удары ножом и кричал: «Ты не любишь Аллаха!» За несколько дней до нападения на одном из мусульманских сайтов появилась публикация «В эфире «Маяка» можно оскорблять Пророка». По горячим следам преступления имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов заявил, что это нападение – Божья кара. Днем позже на сайте Духовного управления мусульман европейской части России появилось высказывание одного из лидеров этой организации Мунира Беюсова, где говорилось, что Сергей Асланян «совершил преступление: он оскорбил религиозные чувства миллионов мусульман». «За слова надо отвечать, порой одно неправильное слово или поступок могут стоить жизни», – писал Беюсов.
На этой неделе в СМИ появилось сообщение о том, что депутат Госдумы от «Единой России» Алексей Журавлев намерен внести закон об изменениях в 282-ю статью Уголовного кодекса, причем «рассматривается возможность выделить в отдельную статью УК РФ оскорбление религии как таковой». В одно и то же время прозвучали два сообщения, которые можно связать с этой инициативой. Всемирный русский народный Собор заявил по поводу нападения на Асланяна, что работники СМИ «должны тщательно взвешивать свои публичные высказывания, не допуская уничижения верующих и почитаемых ими символов, имен, личностей, объектов и предметов». Одновременно адвокат одной из обвиняемых по делу Pussy Riot сказал, что обвинение может быть предъявлено освещавшим «панк-молебен» журналистам.
Напрашивается сравнение с другими странами. На Западе, например в Дании, получавшие угрозы и подвергавшиеся попыткам нападения из-за публикации карикатур на Пророка Мухаммеда работники СМИ получают защиту государства. Карикатурист Курт Вестергор получил в 2007 году персональную охрану, а на этой неделе был вынесен приговор группе исламистов, готовившим нападение на редакцию газеты Jyllands-Posten, опубликовавшей в 2005 году рисунки Вестергора.
Совсем другие новости приходят с Востока. На днях стало известно, что суд Кувейта приговорил 26-летнего мужчину к 10 годам тюремного заключения за оскорбление чувств верующих. Суд постановил, что на страничке Муслима Хамада ан-Наки в Twitter содержатся оскорбительные высказывания в адрес Пророка Мухаммеда. Чуть ранее иранский аятолла Сафи Голпайгани издал фетву, разрешающую убийство иранского рэпера Шахина Наджафи, проживающего в Германии и высмеявшего в песне одного из святых шиитских имамов Али аль-Хади.
В этом контексте Россия находится между Западом и Востоком. Российская власть никак не может определиться, как справиться с тем, что религиозные символы стали полем битвы между консерваторами и либералами. Это видно хотя бы по тому, как развивается дело Pussy Riot, исход которого, кажется, во многом зависит от общественного мнения. Возможно, давление общественности также повлияет на расследование нападения на Асланяна.
На власть, оказавшуюся перед необходимостью чутко реагировать на общественные брожения, пытаются давить со всех сторон. Одни требуют либерализации, другие – закручивания гаек. Тема «богохульства» стала в этом контексте одной из показательных, если не ключевых. Возможно, она приведет к изменению законодательных принципов. Это будет свидетельствовать о том, что сделан цивилизационный выбор – в пользу Запада или Востока. Пока что российское общество балансирует между крайностями, и найти свой особый путь не получается.