Фото Reuters
Трагедия в небольшом сирийском городке Хула потрясла весь мир. В течение нескольких часов там погибло около 150 жителей, включая 40 детей. Сирийские власти объявили, что проведут расследование произошедшего. Согласно их версии, резня – дело рук террористов. Представители Сирийского национального совета (СНС), руководящего органа оппозиции, базирующегося за пределами страны, возложили вину за случившееся на власти.
По следам произошедшего получила хождение версия, что сначала город обстреляла артиллерия сирийской правительственной армии, а затем в него проник отряд или отряды вооруженных людей, которые учинили резню. Среди погибших есть как жертвы артобстрела, так и люди, убитые с использованием холодного и легкого стрелкового оружия.
Совет Безопасности ООН единогласно осудил насилие. Москва в своих оценках не снимает ответственность за происходящее в Сирии с обеих сторон конфликта – властей и оппозиции – и призывает провести тщательное расследование трагедии в Хуле. Российские дипломаты настаивают на продолжении миссии Кофи Аннана и необходимости совершенствования методов мониторинга ситуации наблюдателями ООН.
Что касается западных стран, то они стереотипно прибегли к однобокому осуждению сирийских властей и усилили требования ухода от власти президента Башара Асада. Дипломаты этих стран трактуют произошедшее в Хуле как еще одно подтверждение провала миротворческой миссии Аннана.
В эти дни наблюдается подлинная эскалация воинственных призывов. Так, лидер СНС Бурхан Гальюн выступил с призывом ко всей сирийской оппозиции продолжать борьбу до тех пор, пока Совбез ООН не примет решение о военном вмешательстве в ситуацию. В то же время в Вашингтоне высший американский военный руководитель – председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Мартин Демпси заявил, что развитие событий может привести к внешнему вторжению в Сирию с использованием элементов ранее проведенной операции в Ливии.
Предлагаются и другие сценарии, более дипломатичные. Так, Москве советуют поспособствовать уходу Башара Асада по йеменскому сценарию. Он подразумевает передачу власти вице-президенту как временному главе государства и выезд из страны.
Несмотря на подобный внешне мягкий сценарий, речь идет о том же, что звучит в призывах к вооруженному вмешательству – смене режима. Подобное в условиях мультиэтнической, поликонфессиональной страны может привести к сведению счетов, гражданской войне и крупномасштабному кровопролитию. Более того, как показали события последних дней, в частности в Ливане, нестабильность может распространиться на соседние страны.
Поэтому единственно верным сценарием применительно к Сирии будет организация переговоров между сторонами, направленных на политическое разрешение конфликтной ситуации и проведение реформ в стране.
Страны – члены Совета Безопасности ООН и государства региона могли бы способствовать этому, если бы они прибегли к энергичному давлению на стороны конфликта в пользу организации переговоров между ними. При этом надо потребовать от сирийской оппозиции отмежеваться от проникших на сирийскую территорию террористов «Аль-Каиды» и других джихадистов, а от монархий Персидского залива – прекратить финансирование и снабжение оружием боевиков. Подобный нажим мог бы остановить превращение Сирии в неконтролируемую или плохо контролируемую территорию, подобно нынешней Ливии, где, несмотря на окончание войны, все еще во многих местах царит насилие.