Фото Reuters
Успешный полет частного коммерческого корабля Dragon к Международной космической станции (МКС) – это начало революции в ракетостроении, которая лишает Россию одного из немногих технологических преимуществ. Частные компании в ближайшие годы резко снизят стоимость космических полетов, что сделает отечественную государственную космонавтику бессмысленно дорогим занятием. Сможет ли Россия участвовать в новой космической гонке – большой вопрос. Даже если случится чудо и российские власти начнут поддерживать независимые ракетные компании, последние столкнутся с отсутствием рынка необходимых материалов, технологий, приборов и услуг. Да и нынешние предприятия-монополисты постараются избежать конкуренции и попросту задушат частников. Между тем сохранившийся потенциал в нашем ракетно-космическом комплексе дает уникальную возможность для создания здесь оазиса инновационной экономики. Однако для этого нужны не общие разговоры и лозунги, а политическая воля и кропотливая работа, к которой, судя по всему, не готовы российские космические начальники. На такие мысли наталкивают их первая реакция на успешный полет частного корабля. Запуск к МКС частных кораблей Dragon снизит нагрузку на корпорацию «Энергия», которая производит грузовые корабли «Прогресс», и позволит ей сконцентрировать усилия для создания нового российского космического корабля, считает заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов. «Если в США доведут испытания частного космического корабля до завершающего конца, то они не будут обращаться к нам с просьбой возить их грузы на МКС. Для нас это повлечет небольшие финансовые потери, но, может быть, это будет даже плюс, поскольку загрузка производственных мощностей корпорации «Энергия» уменьшится. Нам эти мощности нужны будут самим, когда завершится разработка нашего корабля», – полагает Давыдов, которого цитирует Интерфакс. Вместе с тем, по его мнению, не стоит переоценивать этот запуск: «Идет стандартная работа. НАСА давно говорила, что хочет передать большой объем грузоперевозок коммерсантам».
Интересно, понимают ли сегодня в Роскосмосе, что наша космонавтика может проиграть гонку с частниками и превратиться в аналог советского автопрома, который производил ненадежную технику по невероятно высоким ценам. Сегодня в Роскосмосе рады, что сокращается спрос на российские услуги. Но ведь очень скоро может выясниться, что летать на наших «Союзах» и возить грузы на «Прогрессах» – экономически бессмысленно. И тогда наша космическая гордость будет сдана в музей, где уже хранятся многочисленные комбайны и цветные телевизоры.
Между тем ситуация в нашей космонавтике очень тревожная. Более 25 лет мы не можем осуществить ни одного успешного запуска космического аппарата в дальний космос. Почти 20 лет предприятия пытаются создать новое поколение ракет-носителей – и пока безрезультатно. Для сравнения, частная фирма-разработчик корабля Dragon была создана всего 10 лет назад. За это время она создала семейство ракет-носителей Falcon, стоимость запуска которых примерно в полтора раза ниже российских аналогов. За эти же 10 лет был создан частный космический корабль, который в перспективе может быть использован и для межпланетных пилотируемых полетов. И таких частных ракетных фирм в США становится все больше.
Пока российскую космонавтику спасает советское наследство, созданное в 50–60-х годах усилиями энтузиастов из команды Сергея Королева. Но технологии прошлого века неизбежно уступят дорогу более современным и дешевым разработкам. И появятся эти разработки скорее всего в небольших коллективах энтузиастов, а не в закостеневших государственных структурах, которые заинтересованы лишь в одном – в сохранении бюджетного финансирования вне зависимости от своих результатов и своей эффективности.