Не успели просохнуть чернила на политической декларации саммита НАТО в Чикаго, где страны – участницы Североатлантического альянса заверили Москву, что создаваемая ими система ПРО на Европейском континенте не направлена против российских сил стратегического сдерживания, как Белокаменная тут же ответила на эти слова. Пуском из Плесецка на камчатский полигон «Кура» новой стратегической ракеты, у которой нет даже официального названия, но зато известно, что ее боеголовки обладают повышенной способностью преодолеть любую систему ПРО. А затем и постановкой на опытно-боевое дежурство первой очереди новой радиолокационной станции Системы предупреждения о ракетном нападении (РЛС СПРН) высокой заводской готовности «Воронеж-М» в Усолье-Сибирском под Иркутском.
РЛС под Иркутском стала четвертой станцией СПРН, поставленной на боевое дежурство за последние три года. Перед ней были аналогичные станции под Санкт-Петербургом, в Лехтуси, в Краснодарском крае под Армавиром, затем под Калининградом. В ближайшее время предполагается ввести вторую очередь станции в Усолье-Сибирском – она будет перекрывать сектор с дальностью в 6 тыс. километров не на 120 градусов, как сейчас, а на 240, включая в него весь Тихий океан и часть Индийского, от западного побережья США до середины полуострова Индостан. А потом предполагается ввести в боевой строй такие же РЛС СПРН на севере государства – в Печоре, затем под Барнаулом, Енисейском и в других регионах страны. Фактически выстроить противоракетный забор вдоль всей границы России. Таков наш асимметричный, как недавно утверждал Дмитрий Медведев или, как становится сегодня очевидным, симметричный ответ на американские и натовские планы.
Отечественные генералы утверждают, что создание сети новых высокотехнологичных РЛС высокой заводской готовности позволит в кратчайшие сроки нарастить возможности российской Системы предупреждения о ракетном нападении и обеспечить сплошной радиолокационный контроль всех ракетоопасных направлений с территории России. За рубежами страны такие станции строиться не будут.
Сколько это будет стоить, никто точно сказать не может. По косвенным признакам (заявление анонимного источника в Минобороны, что на деньги, которые запрашивает Азербайджан за аренду похожей РЛС в Габале – 300 млн. долл., можно построить две новые) становится понятно, что ответ на планы НАТО нам будет стоить очень дорого. Наверное, гораздо больше, чем выделенные бюджетом на перевооружение армии и флота до 2020 года 20 трлн. руб.. Но, с другой стороны – нет ничего дороже и важнее, чем обеспечение безопасности собственной страны.
Все это так. Хотя и при одном условии. Деньги, отпущенные бюджетом на укрепление обороноспособности страны, а это налоги, которые платит каждый трудоспособный гражданин России, должны расходоваться экономно и эффективно. Под жесточайшем контролем. Не только специально уполномоченных на это государственных органов, но и общественности. К сожалению, до сих пор расходы на оборону остаются «вещью в себе». К их детальному обсуждению в отличие, к примеру, от Конгресса США допускаются даже не все депутаты Государственной Думы, а только те, кто имеет допуск к государственной тайне. В таких условиях гарантии того, что средства налогоплательщиков будут потрачены с умом и по делу, к сожалению, нет.
Об этом приходится говорить еще и потому, что бесконтрольная гонка вооружений, стремление адекватно и симметрично ответить США и НАТО на каждый их новый военный проект уже стали одной из причин краха экономики Страны Советов. И важно извлечь уроки из того времени, не скатиться в ту самую гонку вооружений, которая уже начинает овладевать умами нашего государственного руководства и военного истеблишмента. Не исключено, что втянуть нас с эти разорительные расходы и есть истинная цель ЕвроПРО и саммита в Чикаго.