Президент Российской Федерации Владимир Путин огласил 21 мая состав нового правительства. В должности министра обороны РФ остался Анатолий Сердюков. Следует вспомнить, что впервые он был назначен главой военного ведомства 15 февраля 2007 года также Владимиром Путиным. Из чего можно сделать несложный вывод: Анатолий Сердюков – один из ведущих соратников президента, пользующийся его полным доверием и твердой поддержкой.
Приход в Минобороны РФ бывшего руководителя налогового ведомства объяснялся необходимостью контроля за расходованием огромных бюджетных средств, которые планировалось пустить на перевооружение армии и флота. На первое место ставился его опыт работы в сфере экономики и финансов, а вопросы боеготовности и воинской службы в основном передавались Генштабу. Новый министр привел с собой большую команду налоговиков, которые взяли под контроль денежные потоки в сфере гособоронзаказа, строительства, обеспечения жильем, социального обеспечения и других.
В августе 2008 года случилась пятидневная война на Кавказе. Она показала стойкость и воинское мастерство Российской армии, но в то же время выявила ее отсталость от требований к вооруженным силам XXI века. 14 октября 2008 года на коллегии Министерства обороны РФ Анатолий Сердюков объявил о начале военной реформы. Можно предполагать, что реформа готовилась заранее некой группой экспертов, близкой к Владимиру Путину, а не к Генштабу. События на Кавказе резко ускорили ее начало.
Гражданский министр обороны, никак не связанный с армией, свободный от корпоративной офицерской солидарности, повел реформирование решительно и жестко, не обращая внимания на волну критики. Надо отметить, что одновременно трансформировалась и государственная политика военного строительства. Резко возросли бюджетные расходы на силовой блок. До этого армия находилась на положении бедного родственника. Длительное время на вооруженных силах откровенно экономили – новая техника почти не закупалась, оклады военнослужащих были мизерными, их не обеспечивали жильем.
Реформа помимо сокращения офицерского корпуса, ликвидации большинства воинских частей, закрытия гарнизонов, разрушения социальной инфраструктуры имела и свои «пряники» – резкое увеличение жилищного строительства и рост должностных окладов с премиями. Все эти процессы происходили ускоренными темпами, опережая первоначально обозначенные сроки.
В целом реформа удалась по основным направлениям: военно-административному – переход от военных округов к оперативно-стратегическим командованиям, сокращение командных органов, переход на бригадную основу, реорганизация военного образования, внедрение аутсорсинга. Неудачей можно считать провал перехода в основном к комплектованию личного состава военнослужащими по контракту. Большие проблемы возникли в сфере гособоронзаказа, где Минобороны решительно взялось за снижение цен на вооружение, конфликтуя с руководством предприятий ОПК. Впервые за многие годы российские военные стали закупать вооружение и снаряжение за рубежом. Более того, закупки производятся в странах НАТО.
В конце 2011 года циркулировали слухи о скором снятии Анатолия Сердюкова с должности министра обороны. Считалось, что это будет способствовать росту популярности Владимира Путина накануне президентских выборов. Однако резкое повышение окладов военнослужащих и рост военных пенсий способствовали снижению недовольства в среде военных и отставников.
После выборов многие эксперты сходились во мнении, что Анатолий Сердюков, как человек Владимира Путина, сохранит должность министра обороны. С другой стороны, высказывались мнения, что «мавр сделал свое дело» – провел жесткое реформирование, теперь перед Минобороны стоят другие задачи – повышение боеготовности, перевооружение и пр. Кроме того, ряд реформаторских действий оказался ошибочным. И эти ошибки должны исправлять люди компетентные в военных делах. Однако все эти вопросы решаются не на уровне министра. Это уже работа для Генштаба, управлений и генералов. Они будут вводить армию в процесс постоянной боевой учебы и доводить до высшей степени боеготовности.
Сейчас главная задача Минобороны РФ – перевооружение. Ежегодно более чем триллион бюджетных рублей пойдет по гособоронзаказу. Ставить нового человека на этот денежный поток – лишний риск. Хотя бы потому, что ему понадобится время для понимания текущих процессов. Кроме того, Анатолий Сердюков показал себя человеком исполнительным, твердо отстаивающим политическую линию руководства страны. Нет смысла его менять. Следует ожидать, что на своей должности он может пробыть еще не один год.
Уже можно видеть, что военное ведомство взяло курс на усиление воздушно-космической обороны – в настоящее время это ключевая компонента безопасности страны. Параллельно идет развитие сил ядерного сдерживания. Это что касается стратегической обороны. Для возможных локальных войн приобретаются вертолеты различных типов и легкая бронетехника. Имеется программа оснащения ВВС новыми самолетами. В том числе истребителями 5-го поколения. По большинству этих направлений контракты заключены уже до 2020 года. Очевидно, продолжатся закупки иностранной техники – это вопрос политический и решается отнюдь не в Минобороны.
После периода болезненного реформирования в Вооруженных силах наступает относительное затишье. Конечно, полного и окончательного завершения реформы быть не может, поскольку мы находимся в постоянно меняющемся мире. И армия должна быть готова к отражению любых новых угроз. В этих условиях Министерство обороны становится мозговым центром, принимающим стратегические решения. Или исполняющим их, когда такие решения поступают сверху. Пока мы видим, что решения идут сверху. В этих условиях Анатолий Сердюков вполне соответствует своей должности.