Фото Reuters
В первых указах президента РФ даны конкретные обещания, которые создают позитивный и привлекательный образ будущего. Гражданам обещаны высокие зарплаты, дешевые квартиры, изобилие отечественных лекарств и более эффективная медицина. В то же время вся российская оппозиция не смогла или не захотела соревноваться с президентом на поле конкретных обещаний или бюджетных посулов – из-за чего явно проиграла в глазах значительной части избирателей. Но личная победа Владимира Путина в гонке бюджетных обещаний может обернуться поражением отечественной экономики: ведь путь наращивания бюджетных расходов и несокращаемых обязательств может завести страну в тупик.
Судя по акцентам президентских указов, приоритетом экономической политики будет рост бюджетных выплат и расходов. Но источники бюджетных доходов сегодня вовсе не гарантированы, а угроза роста бюджетного дефицита сохраняется и, возможно, даже увеличивается. Уже сегодня правительство готово занимать немалые деньги для финансирования текущих расходов.
В прошлый понедельник замминистра финансов Татьяна Нестеренко подтвердила, что бюджет займет в этом году на внутреннем рынке 1,3 трлн. руб. – это почти 14% от запланированных доходов федерального бюджета на 2012 год. А в марте Россия заняла на внешнем рынке еще 7 млрд. долл.
Пока уровень госдолга в нашей стране действительно невелик, и кредиторы доверяют российскому правительству. Но, как показывает опыт кризиса 2008–2009 годов, благостная ситуация может измениться в течение нескольких месяцев. Напомним, что в конце 2008 года правительство даже не успело осознать, что текущие доходы казны сократились почти на треть, а 8-процентный рост ВВП вдруг превратился в 8-процентный спад. Если такой сценарий падения нефтяных цен и бегства капиталов повторится, то занимать на текущие расходы станет крайне затруднительно, особенно в условиях доминирования государственного сектора в ущерб частному.
Уже сегодня двигателем инвестиционной активности в стране являются вложения госкомпаний и федерального бюджета. При этом эффективность таких вложений часто очень сомнительна. В этом смысле показателен доклад Дмитрия Медведева в Госдуме 8 мая о предстоящих инвестициях в строительство железных дорог. «К 2014 году будет введено в эксплуатацию более 1000 километров новых железнодорожных линий. Общие инвестиции в их строительство составят порядка триллиона рублей», – заявил Медведев. Если верить этому заявлению, то государство готово вложить в строительство одного метра железной дороги миллион рублей – и такая цена не смущает ни премьера, ни депутатов, ни президента.
Доминирование госсектора будет искажать не только сферу инвестиций, но и рынок труда. Сегодня в России, как и во многих странах с рыночной экономикой, заработная плата в частном секторе выше, чем в государственном. По последним данным Росстата, зарплата в государственных и муниципальных предприятиях составляет 66% от заработков на частных предприятиях. Но в ближайшие шесть лет это соотношение должно измениться, поскольку правительству поручено увеличить доходы многих бюджетников до уровня средних по региону. А к 2018 году – в соответствии с указами Владимира Путина – заработки научных сотрудников, врачей и вузовских преподавателей должны будут уже вдвое превышать средние региональные зарплаты.
За конкретных доцентов, преподавателей и лаборантов, чьи заработки планируется увеличить в несколько раз, можно только порадоваться. Но выдержит ли такие расходы российская казна, доходы которой могут внезапно сократиться на десятки процентов из-за нестабильных нефтяных цен?