Фото Reuters
Все президенты России во внешней политике государства отводили особое место СНГ. Отношения со странами Содружества всегда назывались приоритетными, а в нынешнем году Владимир Путин еще до объявления итогов президентских выборов наделил их особым статусом – «абсолютно приоритетных». И во время недавнего отчета в Госдуме подтвердил, что эта стратегия – на весь период его президентства.
Путинская Россия нового созыва берет курс на создание общего для стран СНГ пространства безопасности, именуемого Евразийским союзом. Однако выяснилось, что для успешной реализации этой идеи методов «мягкой силы» – культурных, образовательных, гуманитарных связей – недостаточно. А намерение Москвы добиться цели за счет расширения военно-политического влияния на постсоветском пространстве, о чем Путин говорил российским военным перед 23 февраля, воспринимается неоднозначно.
На днях заведующий общественно-политическим отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов заявил в интервью турецкой газете «Джумхурийет», что Баку не допустит превращения Нагорного Карабаха в чей бы то ни было форпост и «освободит свои земли любым путем». Он пояснил, что было бы наивно ожидать независимой политики от Армении, которая стала «форпостом России в регионе». Ранее об Армении как форпосте РФ на Южном Кавказе неоднократно говорили российские официальные лица. Гасанов также высказал критику в адрес Минской группы ОБСЕ (в ней представлена и РФ), которой за 20 лет так и не удалось изменить статус-кво в ситуации вокруг урегулирования карабахской проблемы. Не увенчалась успехом и инициатива Дмитрия Медведева примирить стороны.
В начале недели почти та же мысль, но о форпосте РФ у восточных границ Евросоюза – в Приднестровье, прозвучала в Кишиневе. Министр реинтеграции Молдавии Евгений Карпов предложил России начать консультации по вопросу трансформации нынешней миротворческой миссии на Днестре. В Кишиневе считают, что российские миротворцы давно выполнили свою задачу – регион 20 лет живет без войны, потому лучше заменить военную миротворческую миссию на международную гражданскую. Карпов отметил, что этот вопрос должны решать Москва и Кишинев, поскольку миротворческая миссия на Днестре осуществляется на основании соглашения, подписанного президентами двух стран в 1992 году. Но, по словам молдавского министра, остальные участники урегулирования приднестровского конфликта – Украина, ОБСЕ, США и ЕС – поддерживают инициативу Кишинева.
Между тем желающих помочь Кишиневу в переговорах по Приднестровью прибавляется. В понедельник глава ПАСЕ Жан Клод Миньон заявил: «Я планирую встретиться с российской делегацией и обсудить этот вопрос». Ожидается, что встреча состоится сегодня. Эксперты полагают, что такая массированная обработка российских посредников – ответ на намерение Москвы работать с Приднестровьем напрямую. Эксперт американского неправительственного института Jamestown Foundation Владимир Сокор отметил сходство событий в Молдавии и Приднестровье с предысторией провозглашения независимости грузинских регионов: «В апреле 2008 года, за три месяца до войны с Грузией, Путин издал указ, разрешающий прямые отношения с абхазскими и осетинскими властями, что предшествовало их официальному признанию».
В Кишиневе считают, что меморандум Медведев–Меркель по ускоренному урегулированию приднестровского конфликта результатов не дал. И пытаются найти тех, кто поддержит молдавский план решения вопроса в обход России. Москве, чтобы остаться в регионе и освободиться при этом от маски волка, в которой нас здесь в последнее время настойчиво представляют, надо искать новые форматы отношений. И предложить новый – не грузинский сценарий развития событий, причем во всех бывших горячих точках.