Фото Reuters
Второе пришествие христианской политики в демократической России начинается с фарса. Или, если угодно, шоу. В прямом смысле слова. Известный своими работами в телесериалах священник Иоанн Охлобыстин объявил о создании партии на христианской платформе под названием «Коалиция Небо». Так же называется концертная программа, которую Охлобыстин в эти дни представит в крупном концертном зале. Разные системы продаж онлайн выдают разброс цен на билеты от 1,5 до 8 тыс. руб. Хотя, надо полагать, это уже не просто билеты, а партвзносы...
Пример Охлобыстина на слуху. Есть более скромные персонажи, создающие в эти дни свои политические организации на базе православных ценностей. Многие из них выплыли из мути прошлого – рубежа 1980–90-х годов. Напомнили о себе выступлениями на разного рода площадках, связанных с Московским Патриархатом. После этих выступлений повеяло атмосферой поздней перестройки. Словно перед страной не стоят совершенно новые экономические и политические вызовы. Прежде чем думать о промышленности и социальной политике, надо возродить «душу народа», говорит один из таких персонажей, известный в свое время по нон-стоп-трансляциям заседаний Верховного Совета СССР. Где эта «душа», как ее измерить, взвесить, подсчитать? Христианский демократ уточняет: «душа русского народа» – это его Церковь. Но если программа современной христианской политики в России сводится к поддержке РПЦ, тогда это скорее лоббирование определенной общественной организации, даже можно сказать, в каком-то смысле корпорации. У этой корпорации есть своя бюрократия, хозяйство и экономические интересы.
Интересно, что возрожденного к политической жизни деятеля правоконсервативной ориентации, по сути, поддерживает некий депутат-коммунист. В эти дни он объявил о формировании межфракционной группы в Госдуме, которая будет отстаивать христианские ценности. Опять же – что это за ценности? Всякий их понимает по-своему. Экономист Михаил Делягин желает сочетать «русский размах с американской деловитостью». Протоиерей Чаплин считает, что христиане за сильную власть – но чтобы эта власть слушалась народа, и против «продуктивного конфликта» ветвей власти. Коммунисты видят в православном охранительстве орудие против ненавистного западного либерализма. Единственный конкретный пункт в программе деятелей, ратующих за христианские ценности в политике, – защита РПЦ от нападок и медиакампаний последнего времени, всяческое укрепление Церкви и ее общественная и финансовая поддержка со стороны государства.
Интересно, что под церковными сводами собираются люди, которые в других условиях и в другом месте не нашли бы общего языка. Это обстоятельство можно считать свидетельством консолидирующей роли РПЦ, что не устают провозглашать в Московском Патриархате. Но можно найти и другое объяснение. Христианская повестка дня настолько неконкретна и размыта, настолько декларативна и поэтому не способна ущемить ничьи политические и деловые интересы, что за нее, как за соломинку, хватаются, когда надо продемонстрировать согласие и единодушие.
Только разве такое согласие нужно государству и гражданам? Христианская платформа потому и бесконфликтна, что не решает ни одного из насущных вопросов. Взять хотя бы проблему управления и демократических институтов. Межфракционную группу собираются создать в Думе, но при этом придумывают какие-то новые формы народного самоуправления: земские соборы, «симфонию Церкви и власти» нового типа. В этой политической маниловщине тонет смысл нынешней партийной реформы – партии должны отражать широкий спектр политических взглядов. Пример христианского партстроительства обнаруживает, что у многих таких взглядов просто нет. Зато есть в лучшем случае демагогия, а в худшем – личный интерес.