Фото Reuters
Впервые после начала 90-х годов один из крупнейших российских аналитических центров – Институт энергетических исследований РАН представил исследование тенденций мировой энергетики до 2035 года. Несомненно, что для России представляет интерес в числе других прогнозов углеводородное будущее мира и место нашей страны в обеспечении планеты ресурсами.
Согласно исследованию, спрос на газ в мире к 2035 году вырастет на 55% по сравнению с 2010 годом. Около 85% прироста спроса придется на развивающиеся страны. Не может быть никакой речи об истощении в обозреваемом будущем запасов этого сырья. Запасы газа в мире вполне достаточны для обеспечения к 2035 году ежегодного спроса на уровне 5 трлн. куб. м. При необходимости производство можно увеличить еще на 0,5 трлн. куб. м, что приведет к повышению замыкающих цен добычи примерно на 50%.
Большая неопределенность развития рынка и международной торговли связана с нетрадиционным газом. Речь идет в первую очередь о развитии индустрии сланцевого газа, которая набирает такие обороты, что США уже в ближайшей перспективе становятся полностью автономными и даже нетто-экспортерами газа. Экспорт будет осуществляться в форме СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион и в Европу, которые и станут основными импортерами газа. При этом следует учитывать, что энергопотребление Европы растет невысокими темпами (0,7% в год), а наибольший прирост спроса в Европе приходится (по данным исследования) на Турцию и Польшу. К 2035 году треть потребляемого странами Азии газа будет осуществляться за счет его импорта с Ближнего Востока и из государств СНГ.
Но именно рост потребления, а следовательно, и производства электроэнергии является основным драйвером роста спроса на газ в развивающихся странах, где также быстро растет газопотребление в промышленности.
Предполагается, что за исключением Европы добычу газа будут наращивать все регионы мира, а к концу 2035 года десятую часть добычи составит как раз нетрадиционный газ. К сожалению, авторы исследования не рассматривают вопрос возможности наращивания добычи сланцевого газа в самой Европе. Как известно, наиболее близко к его промышленной добыче подошла Польша.
Факт ценового разрыва между регионами дает основание для поиска более перспективных рынков сбыта газа. По-прежнему в Тихоокеанском бассейне цены более чем на 30% выше, чем в Атлантическом. Разумеется, сценарий бурного развития добычи сланцевого (а также использования попутного) газа является наиболее негативным для будущего российской газовой промышленности и, следовательно, российского бюджета.
Для России эксперты прогнозируют рост доли экспорта энергоресурсов в азиатском направлении при увеличении в экспорте доли газа и при снижении доли нефти. Все это потребует освоения новых месторождений. Рост добычи газа прогнозируется за счет освоения месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, ввода в разработку Штокмановского месторождения, где сейчас, как известно, имеются определенные трудности с допуском к его освоению ряда компаний, прежде всего иностранных. Как известно, с 1996 года, когда с Сonoco, Neste, Hydro и Total было подписано соглашение о сотрудничестве по Штокмановскому проекту, «Газпром» менял претендентов в партнеры и даже анонсировал самостоятельную разработку проекта, отбирал ведущие компании на роль не партнеров, а подрядчиков, мучительно конструировал форму контрактных отношений с ними. Но надо учитывать, что развитие ТЭКа потребует 2,7 трлн. долл. капвложений до 2035 года. Для российского ТЭКа вопрос заключается в том, откуда взять эти деньги и не нужно ли уже сейчас пересмотреть некоторые параметры в перспективах его развития.