Фото Reuters
На днях появился приказ министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, которым вносятся поправки в другой приказ, конца прошлого года, «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2012 год». Отныне эти самые квоты не распространяются на солистов балета, артистов-вокалистов, причем не только оперных, но и камерного пения, артистов драмы, оркестрантов, дирижеров, ассистентов режиссера-постановщика, ассистентов художника, балетмейстеров, дирижеров, режиссеров, звукорежиссеров и даже гримеров. Список – почти полный. Такой подарок Минздравсоцразвития приурочило к Международному дню театра, а лучшего подарка людям театра, думается, и не нужно.
По сообщениям информационных агентств, приказ этот вышел в ответ на просьбы петербургского Мариинского театра и МХТ имени Чехова, читай – Валерия Гергиева и Олега Табакова.
Это – важно. Театр – искусство, не признающее границ, мы гордимся новаторством Станиславского и Немировича-Данченко, но и весь мир учится актерскому ремеслу по системе Станиславского. И до 1917 года «художественники» ездили к Метерлинку и приглашали на постановку Гордона Крэга, и как только железный занавес обнаружил бреши, тут же стали приглашать режиссеров и из идейно близких нам стран социализма и даже прогрессивно мыслящих режиссеров из капстран. Так что снятие таких нелепых запретов – всегда на пользу, даже если эти запреты для многих непреодолимы по иным причинам, не только в силу действовавшего три месяца приказа Минздравсоцразвития.
Трудно сказать, ждет ли российский театр после этих поправок новый расцвет и можно ли говорить, что именно отсутствие этих поправок в последние годы позволит сделать решительный и качественный рывок вперед. Разговоры с некоторыми руководителями театров скорее убеждают в том, что какой-то особой, то есть непреодолимой проблемы в этих вопросах не существовало, поскольку сами такие приглашения иностранцев носили и продолжают носить частный характер. Известные примеры – то, что Театром имени Евг. Вахтангова руководит гражданин Литовской Республики Римас Туминас, или сотрудничество с Пермским театром оперы и балета греческого гражданина Теодороса Курентзиса – лишь подтверждают общее правило: в области театра мы пока вполне обходились своими силами. Заграница, конечно, нам помогает, но – как и в годы Великой Отечественной войны – ленд-лиз и второй фронт значили много, но основные потери враг нес на наших фронтах.
Другое дело – технология, то есть – звукорежиссеры, художники по свету, гримеры – вот в этих областях заграничный опыт может как раз оказаться полезным, хотя указание на просьбы Мариинского и МХТ и тут показательны: очевидно, что подавляющему большинству театров России и во сне не приснится смелая мысль о приглашении режиссера, тем более – звукорежиссера или гримера из-за границы. На своих – денег не хватает.
Однако если начать разговор с руководителями наших театров всерьез, влезть в детали, выяснится, что сотрудничество с иностранцами становится не по карману даже самым продвинутым – в смысле господдержки, тех, кто получает в разы больше не только провинциальных, но даже и столичных своих коллег. Зарубежные знаменитости, соглашаясь работать в России, поднимают свои гонорары в разы, требуя столько, сколько никогда не смогут получить ни в одной из европейских стран или в Америке. И в этом случае надо думать не о том, чтобы разрешить иностранным режиссерам или балетмейстерам работать в России, что, конечно, важно, но отступает на второй план перед вопросами безопасности жизни у нас, но и обо всех прочих многочисленных рисках, которые приглашенные иностранцы мгновенно и естественно включают в сумму контракта.