Проект федерального закона «О Конституционном собрании РФ» президент Дмитрий Медведев 5 марта поручил своей администрации разработать. А в конце месяца появились сообщения о том, что работа над документом прекращена. Член думской группы разработчиков проекта Михаил Емельянов сообщил вчера «НГ», что «работа даже не начата – возможно, отложена до инаугурации президента Владимира Путина». В Кремле ссылаются на спад протестной активности, по словам Емельянова, «есть такая точка зрения – зачем заморачиваться?». Таким образом, закон стал не нужен. Из чего следует, что необходимость документа в Кремле ранее объясняли именно ростом политической активности граждан.
Между этими датами появилось много предположений о том, что Медведев якобы намерен внести поправки в Конституцию. В этом уверены были не только чиновники и оппозиционеры, но и многие эксперты.
Дело в том, что Конституционное собрание в соответствии с Основным законом наделено полномочиями либо подтвердить неизменность Конституции, либо разработать проект нового ее варианта. Решение это принимается двумя третями голосов от общего числа членов Собрания – или выносится на всенародный референдум. Проекты закона «О Конституционном собрании РФ» в Госдуму вносились неоднократно, но безуспешно. В настоящее время на рассмотрении в Думе остаются два таких документа. Автор одного из них, написанного еще в 2000 году, – Вячеслав Володин.
Правильно ли поступил президент, отказавшись от идеи разработки закона о созыве Собрания? И насколько искренне звучит объяснение членов рабочей группы? Согласно законопроекту Володина, членами Конституционного собрания являются президент, члены Совета Федерации, судьи КС, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов и 100 депутатов Госдумы.
Возникает вопрос: насколько необходим такой орган сегодня, если речи не идет о необходимости внесения изменений в статью Конституции «Об изменении конституционного строя»? Именно такой вопрос находится в компетенции Конституционного собрания.
Очевидно, в Кремле поняли – и вовремя, – что простой технический вопрос о порядке созыва Конституционного собрания будит необоснованные надежды у оппозиции на перемены в политической жизни страны. Ведь все время между 5 и 29 марта было наполнено предположениями наблюдателей относительно намерений президента именно в этом направлении. Ведь свое поручение Медведев дал после встречи с представителями несистемной оппозиции. Отсюда и ответ рабочей группы: несистемщики отступают, и нечего метать бисер... На самом деле тот законопроект, на который, вероятно, рассчитывала оппозиция – и системная в том числе – вряд ли оздоровил бы обстановку в стране. Достаточно посмотреть на его состав. Он повторяет состав российского парламента, от которого давно уже никто не ждет ничего революционного.
Однако самым вероятным ответом на происходящее выглядит объяснение, в соответствии с которым власти просто опасаются «будить спящую собаку». Конституционное собрание рассматривается в обществе некоей публичной площадкой для дискуссий. Взамен тех, которые так ими и не стали. Выход видится в том, чтобы вернуть нынешним конституционным площадкам их исходный смысл.
Судя по всему, в Кремле пока нет ясности, что делать с президентской инициативой. Скорее всего теперь следует публично обсудить – с участием и системной, и несистемной оппозиции – главный вопрос: нужна ли правка Конституции? Если да, то какого типа? Если речь идет об изменении срока президентских полномочий, то не стоит ничего и затевать. Думается, все усилия сегодня должны быть направлены не на исправление Основного закона, а на его тщательное исполнение.