Фото Reuters
В радиотехнике давно применяется некое устройство, называемое фильтром сосредоточенной селекции. Ставится сразу после антенны, чтобы принимать только необходимую полосу частот. Считается, что он обеспечивает высокую устойчивость такой характеристики, как избирательность. Минус - в сильном ослаблении сигнала почти до уровня шума. А потому в настоящее время вроде бы используется лишь в дешевых приемниках и телевизорах.
Конструктивно, а главное, по последствиям все это напоминает ту схему, которая сейчас закладывается в законопроекте о прямых выборах высших руководителей субъектов РФ. Речь идет о необходимости сделать пресловутый «президентский фильтр» обязательным. Чтобы президент вообще превратился в некий «предизбирком». То есть нынешний принцип назначения глав регионов Кремлем через утверждение законодательными собраниями меняется на систему назначения президентом кандидатов в губернаторы. Сосредоточенно им селекционированные, они только потом и смогут попасть на прямое голосование населения.
Об этом свидетельствует озвученное на этой неделе решение Совета Федерации внести поправки в уже принятый Госдумой в первом чтении законопроект о выборах губернаторов. Суть поправок в конкретизации и ужесточении так называемого президентского фильтра.
Напомним, что о фильтре впервые в середине декабря сказал Владимир Путин, первым анонсировав возврат губернаторских выборов. Премьер предлагал фильтровать и партии, имеющие право выдвигать кандидатов, и самих этих кандидатов. В конце декабря в своем Послании Дмитрий Медведев говорил уже о неких консультациях партий с президентом. В своем законопроекте он это и прописал, но самовыдвиженцев от них освободил. Не было там и какого-то предварительного отбора партий. Однако уже с конца февраля зазвучало: и отбор должен быть, и консультации с президентом в четких рамках и с последствиями – тоже.
Вариант Совфеда: к выборам губернаторов допускаются партии, которые прошли в ГД, Заксобрание или в четверть муниципальных собраний. Президент или рекомендует кандидатов, или заявляет об отсутствии к ним претензий, или отклоняет кандидатуру. Самовыдвиженцы то ли вовсе ликвидируются, то ли отправляются на сбор подписей как минимум 5% населения региона. И, конечно, увеличивается количество поводов для утраты губернатором доверия в глазах президента. А процедура отзыва губернатора населением еще более усложняется. Возникает вопрос – для чего это делается? Ведь воспроизводится ситуация, которая сегодня как бы уже признана устаревшей: выборы формально есть, но на самом деле каждый раз может получаться так, что выбирать-то не из кого. То есть налицо полное противоречие с логикой политреформы, направленной на успокоение народных масс через большее их вовлечение в госуправление.
Вот когда, скажем, срочно, как сейчас, переназначаются губернаторы ключевых и проблемных для власти регионов – это понятно, это логично. Нормальная перестраховка и отнесение решения неких проблем на будущее. Но выборы из предварительно отобранных кандидатов от тщательно подобранных партий – это очень своеобразное усиление народовластия, которое вряд ли кого-то обманет. На этом фоне ныне действующая схема выглядит даже более честной. Победила какая-то партия на выборах в Заксобрание – имеет право пойти к президенту со своим ставленником. Так, кстати, и дешевле получается.
Новую схему начинают называть «распределительной». Например, коммунисты уже знают, что им вроде бы «отдают» Новгородскую область. Без сомнения, другим крупным партиям доля тоже достанется. Недаром предложение о том, чтобы избранный губернатор выходил из партии, Кремлем не поддерживается. Ведь политико-географическое разнообразие нашей страны должно быть максимально наглядным.