Фото Reuters
Пересмотр властями объемов оттока капитала стал основной макроэкономической новостью прошлой недели. В среду первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев сообщил, что ЦБ повысил оценку оттока частного капитала из России в январе до 13,5 млрд. долл., хотя ранее он настаивал на других данных – не более 11 млрд. долл. В феврале вывоз капитала, по последним данным, превысил 9 млрд. долл. Февральский отток, по сегодняшним оценкам, в полтора раза выше прошлогодних показателей.
Названные Улюкаевым цифры заставили экономистов ухудшить прогнозы оттока за весь 2012 год. В четверг аналитики Альфа-банка объявили, что их «прогнозы по оттоку 40 млрд. долл. в 2012 году оказались чрезмерно оптимистичными». Теперь банкиры считают, что по итогам года отток достигнет 50–60 млрд. долл. – это в несколько раз больше официальных прогнозов, которые сегодня кажутся абсолютно неадекватными. Так, в базовом сценарии Центробанка, рассчитанном для цен на нефть в 100 долл. за баррель, прогнозировался отток по итогам года в 10,5 млрд. долл. В свою очередь, в Минэкономразвития рассчитывали, что за 12 месяцев из страны «убежит» не более 20 млрд. долл.
Примечательно, что при оттоке капитала за прошлый год в 84,2 млрд. долл. российская казна готовится к новым займам на внешнем рынке в объеме до 7 млрд. долл. Так что вполне возможно, что западные банки отдадут российскому правительству под проценты часть тех самых миллиардов, которые были только что вывезены из страны.
В середине прошлой недели Минфин объявил о намерениях разместить суверенные евробонды. «Если будет благоприятная ситуация на рынках, размещение может пройти в конце первого – начале второго квартала», – заявил директор долгового департамента Минфина Константин Вышковский, не назвав ориентиров для условий заимствования. Лимит внешних заимствований на 2012 год законодательно ограничен 7 млрд. долл.
Между тем российские правоохранители по-своему борются с вывозом капитала. В прошлую пятницу представители Главного управления МВД по экономической безопасности объявили о проведенных в нескольких банках обысках. Следователи обнаружили «новую противоправную схему вывода денежных средств за границу с использованием инструментов фондового рынка». «Противоправная схема включала цепь сделок по купле-продаже акций ведущих российских компаний – голубых фишек, где продавцами и покупателями выступали офшорные компании и фирмы-однодневки, подконтрольные ее организаторам. Ценные бумаги поступали на счета депо офшорных компаний, реализовывались на фондовых биржах ММВБ и РТС, а вырученные за них денежные средства поступали на счета, открытые в зарубежных банках», – сообщают правоохранители. Глава управления Денис Сугробов сказал, что за последние шесть–восемь месяцев преступной группой, подозреваемой в незаконной банковской деятельности, было выведено 20–25 млрд. руб.
Между тем еще десять лет назад российские власти убедились, что бороться с перемещением капиталов по большому счету бессмысленно. Перехитрить бизнесменов бюрократы не могут, и поэтому запретить перетоки капитала на практике невозможно. Основным же результатом борьбы с вывозом становится новое ухудшение экономической среды. Именно поэтому в начале нулевых был взят курс на либерализацию валютного режима, которая принесла очевидные результаты. Опыт многих стран показывает, что напугать банкиров и предпринимателей следователи могут, а обеспечить приток капитала в страну – не могут. Единственным надежным способом привлечения инвестиций является инвестиционная привлекательность экономики, а не активность финансовых контролеров.