Фото Reuters
На днях премьер-министр Владимир Путин встречался с министром культуры Александром Авдеевым. Авдеев, в частности, доложил о завершении строительства нового здания Мариинского театра – закончат в этом году. Безусловно, худрук театра Валерий Гергиев найдет чем заполнить все три сцены. Скорее всего процентов на 95 – нетленной классикой. Гергиева в отсутствии интереса к современной музыке, впрочем, упрекнуть трудно: именно он заказал оперу по Достоевскому «Братья Карамазовы», провел конкурс среди молодых композиторов на сочинения по Гоголю. Получилась трилогия «Гоголиада». Обе премьеры «взяли» «Золотые маски».
Собственно, вопрос о наличии современной музыки в репертуаре может быть адресован любому театру оперы и балета, даже любому оркестру. Ее мало. В принципе. А еще меньше – стремится к нулю! – музыка, написанная по заказу. На Западе присутствие заказных сочинений – не только хорошая традиция, но и вопрос престижа. К открытию театра, к его юбилею, к историческим датам – любое крупное событие становится поводом для заказа нового сочинения, к работе, кстати, приглашают и российских композиторов. Последний яркий пример – молодой композитор Кузьма Бодров пишет два сочинения по заказу Ватикана. Оркестры соревнуются за право пригласить того или иного композитора в качестве composer in residence. Это значит, что современный композитор целый сезон помогает оркестру в составлении программ, наконец оркестр исполняет его пьесу, написанную в течение года. Кстати, «Симфонию псалмов» Стравинский написал к 50-летию Бостонского оркестра, а Прокофьев – Четвертую симфонию, Хиндемит – «Бостонскую симфонию»... А вот в начале текущего концертного сезона отметил свой юбилей симфонический оркестр Московской филармонии и исполнил «Фантастическую симфонию» Берлиоза и «Картинки с выставки» Мусоргского. Задай вопрос любому руководителю, он ответит: современная музыка – это дорого, и публика ее не любит. Минкульт дает деньги и требует присутствия современной музыки в программах, но особой страсти в этом требовании нет. Да и не найти на сайте Минкульта информацию хоть о каком-то конкурсе для композиторов. Для драматургов – есть, ежегодный, для театров – может, потому, что за последние годы президент и премьер-министр про театр говорили не раз.
Формально современную музыку оркестры играют – например, музыку из кинофильма. Она ведь современная? Да. И волки сыты – деньги выделены и потрачены по назначению, и овцы целы – публика довольна. Но вот овцы рискуют стать паршивыми – от подобного попустительства на потребу «кассе» вкусы разлагаются. Будущее поколение музыкантов просто рискует потерять вдумчивого слушателя. А заказать сочинение могут себе позволить только очень богатые организации – вроде Мариинского театра или Большого. У Большого в репертуаре опера и балет, поставленные на музыку Леонида Десятникова, но еще один – как раз открытый конкурс, в котором несколько лет назад был и победитель, так и не довели до премьеры┘
Любой композитор – даже самый молодой – в обсуждении нашего вопроса сразу вспомнит советское время. Не жизнь – сказка! И практически никто не вспомнит, что госзаказ, конечно, сильно был ограничен разными рамками, доходившими порой до абсурда – вроде сочинения «на продовольственную тему». Но зато жить на гонорар было можно.
Сейчас госзаказа нет. Есть конкурсы. Это позволяет членам Союза композиторов раз в году представить сочинения, прошедшие полный цикл: партитура – исполнение – запись. Очередь на исполнение – длинная, приходится иногда ждать годы. Комиссия союза рекомендует Минкульту достойных – по московскому отделению это около 80 сочинений, призовой фонд – около 3 млн. руб. В среднем – по тысяче долларов каждому, за романс – поменьше, за симфонию – побольше, но не намного. Раз в году проводится фестиваль «Московская осень» – где и звучат сочинения, дабы композиторы получили допуск к конкурсу. Больше эти опусы вы нигде не услышите. Может, наверху считают: и к лучшему?