Фото Reuters
Международный женский день 8 марта – прекрасный повод задуматься о положении и перспективах российских женщин. Особыми достижениями в преодолении гендерного неравенства Россия похвастаться в последние годы не может. Экономическая и политическая дискриминация женщин в нашей стране сохраняется, и ситуация в этой сфере последние годы практически не улучшается.
Однако внутри страны положение женщин по многим показателям выглядит очень привлекательно. Так, уровень образования или продолжительность жизни у россиянок значительно выше, чем у представителей сильного пола. Россиянки сегодня – мировые рекордсменки по раннему выходу на пенсию. Кроме того, наши женщины успешно конкурируют с мужчинами в политике. Преимущества женщин ярко проявились и в последней президентской кампании, звездой которой стала сестра кандидата Михаила Прохорова – Ирина. Достойным соперником Владимира Путина могла бы оказаться и Оксана Дмитриева – бывший министр труда, а ныне один из руководителей фракции «Справедливая Россия». Электоральный потенциал Дмитриевой оказался столь высок, что она даже не попала в список спарринг-партнеров Владимира Путина. Тем не менее при свободной конкуренции Россию вполне может возглавить женщина-президент, точно так же как во главе многих европейских и азиатских стран часто встают представительницы прекрасного пола.
Пока же по участию женщин в политике Россия выглядит значительно хуже большинства стран. Так, по численности женщин-парламентариев мы находимся на 84-м месте среди 130 стран мира. По числу женщин – глав министерств Россия занимает 62-е место. Эти международные позиции России фиксируются во Всемирном рейтинге равноправия полов (The Global Gender Gap Index 2011), который ежегодно публикует Всемирный экономический форум (ВЭФ). Для сравнения – в США, Германии, Швеции, Норвегии и Финляндии министерские портфели разделены между женщинами и мужчинами строго поровну. Тогда как в России на шесть мужчин-министров сегодня приходится лишь одна их коллега. Впрочем, всего несколько лет назад женщин-министров в российском правительстве не было вовсе.
Гендерный разрыв в разных странах ВЭФ оценивает по четырем группам индикаторов. Первая – это участие женщин в экономической деятельности, их зарплаты и доступ к высококвалифицированной занятости. Вторая и третья группы – это доступность образования и участие женщин в политическом процессе. В четвертую группу входят показатели здоровья и продолжительность жизни. Среди этих четырех групп наилучшими являются показатели участия российских женщин в экономике. Здесь наша страна занимает довольно почетное 29-е место. Экономические успехи россиянок подтверждают высокие показатели занятости, в том числе и на позициях специалистов и руководителей. Отношение женской зарплаты к мужской за одинаковую работу в России составляет примерно 64%, что близко к мировому рекорду норвежек, которым платят за равный с мужчинами труд целых 77%. Заметим, что зарплатная дискриминация женщин в США, Франции, Германии, Японии или Италии выше, чем в России. Вполне прилично выглядит Россия в международных сопоставлениях и по доступности для женщин образования – здесь РФ занимает 33-е место. Хуже выглядят показатели женского здоровья (41-е место). Не помогает здесь и абсолютный мировой рекорд России по отношению продолжительности жизни женщин и мужчин. В России этот показатель равен 118%, что выше, чем в самых неблагополучных и благополучных странах. Однако ожидаемый период здоровой жизни россиянок составляет всего 65 лет – и именно этот факт отодвигает Россию в мировом рейтинге женского здоровья в пятый десяток из 130 стран.
Измерения полового неравенства ВЭФ проводит не ради игры с цифрами. Экономисты видят прямую связь равноправия и конкурентоспособности. Те страны, где половина трудовых ресурсов используются неэффективно, рискуют снижением конкурентоспособности.