Фото Reuters
В последние дни кандидаты в президенты резко повысили активность. Особенно лидеры оппозиционных партий. Некоторые из них делают по четыре-пять встреч с избирателями ежедневно. Между тем вообще-то не поздно ли возмущаться? Заветная Цифра названа. Ни одна социологическая служба не дает Владимиру Путину меньше 60%.
Поэтому-то уже с 5 марта «болотная оппозиция» начнет протест против нелегитимных и нечестных выборов. И в принципе к ней претензий нет. Отлученные в целом от избирательной кампании, внесистемные оппозиционеры имеют право ставить вопрос именно так. Однако когда на эту кривую дорожку пытаются свернуть кандидаты из рядов парламентской оппозиции, хочется недоуменно сказать: «Позвольте!» Потому что о нелегитимности и нечестности президентских выборов кому-кому, а Геннадию Зюганову, Владимиру Жириновскому и Сергею Миронову говорить никак не пристало. Ведь это исключительно благодаря им данная кампания является безусловно легитимной. Легитимность подвергнуть сомнению невозможно хотя бы потому, что все проведено в строгом соответствии с законом. Необходимые процедуры соблюдены, а в гонке участвовало более одного кандидата. Понятное дело, что тут три оппозиционера ничего изменить бы и не смогли, даже если бы они по ходу дела и сняли свои кандидатуры.
При этом разве со стороны Миронова, Жириновского и Зюганова была сделана хотя бы попытка если и не совершить сход с трассы, то хоть пригрозить им? Нет, были лишь слова о заведомом информационном неравенстве кандидатов.
Ладно, давайте теперь разберемся и с этим. То, что неравенство есть и обязательно сохранится, было понятно заранее. Преимущество выдвиженца от власти, кстати, закреплено и в законодательстве. Например, президенты и премьеры в России в избирательные отпуска не уходят. Кандидаты-оппозиционеры об этом, естественно, знали. Но если посмотреть на законодательную активность КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» за последние пару лет, то легко заметить, что они почти ничего для исправления ситуации делать и не пытались. Можно отыскать лишь две инициативы коммунистов. Летом прошлого года те предложили сделать обязательными дебаты кандидатов в депутаты и президенты. А еще имеется их проект закона об отпуске на время выборов для главы федерального правительства, министров, губернаторов и мэров. И хотя понятно, что шансов на принятие этих законов было мало, но шум-то поднимать вокруг них надо было обязательно.
Однако вносить эти свои инициативы в актуальную политическую повестку и биться за них КПРФ не стала. В случае с дебатами – удовлетворившись усеченным предложением Дмитрия Медведева признать их обязательными лишь для думской кампании. А законопроект об отпуске для премьера коммунисты внесли во второй половине января этого года, прекрасно понимая, что даже его принятие текущую ситуацию не изменит. И тем только укрепили подозрения, что намеченный на 4 марта матч является, по сути, договорным. И что «заплачено» за него – кстати, авансом – уменьшением процента «Единой России» 4 декабря.
Теперь кандидаты-оппозиционеры возмущаются, что их якобы обманули. Дескать, их собственный результат никак не может быть ниже итогов голосования в Госдуму. И, стало быть, Путин должен получить не 60 с лишним, а чуть больше 50%. То есть претензия заключается в том, что вроде договаривались о победе с минимальным преимуществом, а нынче дело идет к разгрому всухую. Ну что же, в этом случае оппозиционным кандидатам можно только посочувствовать. И напомнить, что в политике, как и, например, в футболе, результат договорных матчей, или, как их называют профессионалы, «договорняков», могут обеспечить лишь более или менее равные партнеры.