В опубликованной вчера статье премьер-министра РФ, кандидата в президенты Владимира Путина «Строительство справедливости. Социальная политика для России» образование провозглашено ключевым направлением бюджетного финансирования на годы вперед. Премьер, в частности, подчеркнул: «Мы можем поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через 10 лет лучшим в мире. Это даст нашей стране серьезные конкурентные преимущества». По-видимому, это надо рассматривать как важный элемент государственной научно-технической политики (ГНТП) в целом. Вопросам формирования ГНТП было посвящено много внимания в последние дни.
В День российской науки, 8 февраля, президент Дмитрий Медведев вручил в Кремле премии в области науки и инноваций молодым российским ученым. Торжественная церемония прошла в четвертый раз. Размер премии – 2,5 млн. руб. Лауреатами стали молодые ученые, до 40 лет, работающие в области физической оптики, материаловедения и вычислительной математики. В тот же день президент сообщил, что в ближайшее время подпишет указ об учреждении тысячи ежемесячных стипендий по 20 тыс. руб. каждая для выплаты молодым специалистам, работающим на «направлениях модернизации экономики». Кроме того, Дмитрий Медведев напомнил, что ежегодно выделяется 60 грантов молодым докторам наук и 400 – кандидатам: по 1 млн. руб. докторам и 600 тыс. руб. – кандидатам в течение двух лет. С 2012 года стипендии президента и правительства будут получать студенты и аспиранты вузов, которые готовят кадры по пяти приоритетным направлениям модернизации России – 3 тыс. стипендий президента и 5 тыс. стипендий правительства.
Безусловно, вложение денег в образование, науку и научные исследования – это одна из самых выгодных инвестиций во времена любых кризисов. И с этой точки зрения инициативы президента и премьера можно только поддержать и всячески приветствовать. Беда в том, что все они выглядят спонтанными и плохо увязанными с другими шагами государства по созданию основ современной инновационной экономики. По существу, цельной, продуманной, скоординированной государственной научно-технической политики в России до сих пор не сформулировано.
Показательно, что чуть ли не в те же самые минуты, когда президент говорил о поддержке молодых ученых, премьер-министр Владимир Путин на встрече с представителями традиционных религий России заявил: «Надо окончательно решить еще один принципиальный, системный вопрос: уравнять вузы и школы, созданные при участии религиозных организаций, с государственными. И в вопросах аренды, и в доступе к бюджетным средствам, и по зарплате учителей, преподающих предметы, которые входят в образовательные стандарты...» Как это сочетается с заявлением о лучшем в мире школьном математическом образовании через 10 лет – непонятно.
Но мало того, премьер предлагает привлечь в школы к преподаванию предмета «Основы религиозных культур и светской этики» подготовленных специалистов: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди – это либо теологи, либо священники. И в связи с этим здесь тоже необходима будет помощь государства, я это прекрасно понимаю».
Видимо, не так прекрасно это понимают большинство россиян. Согласно январскому социологическому опросу Левада-Центра, более половины россиян (56%) не хотели бы, чтобы представители власти в принятии тех или иных решений руководствовались религиозными убеждениями, согласны на это 28% респондентов.
То есть в то время когда в Англии, например, официально объявлено, что будут лишены бюджетной поддержки те школы, в которых преподают основы креационизма, мы пытаемся создать некую инновационную экономику с «православным» акцентом. Такие мутанты долго не живут. Или, по крайней мере, не дают жизнеспособного потомства.