В среду министр иностранных дел России Сергей Лавров и директор Службы внешней разведки РФ Михаил Фрадков провели в Дамаске важную беседу с президентом Сирии Башаром Асадом. Он дал согласие на переговоры с оппозицией и сообщил сроки референдума по новой Конституции. Москва будет способствовать диалогу сирийцев.
Как бы в пику этим договоренностям в тот же день в Вашингтоне было объявлено об отзыве из Дамаска персонала посольства США. Своих послов отозвали из Сирии страны – участницы Совета сотрудничества государств Персидского залива (ССГПЗ). Они же выслали сирийских послов.
Все это не просто меры давления на Дамаск, но и шаги к более жесткому вмешательству в дела Сирии.
Наиболее ярко противостояние двух линий в отношении к Сирии проявилось в конце прошлой недели при рассмотрении в Совете Безопасности ООН проекта резолюции, предложенного делегацией Марокко. Ее подлинные авторы – западные державы, нашедшие общий язык с некоторыми арабскими монархиями.
Документ был поставлен на голосование, несмотря на возражения послов России и КНР против однобокого упора на осуждение одной стороны – властей Сирии – и призывы к смене режима. Последнее прямо противоречит Уставу ООН и принципам работы СБ ООН. Резолюция не была принята из-за вето России и Китая.
Тогда представители Запада и того же ССГПЗ подвергли российскую дипломатию беспрецедентным нападкам. Голосование России и Китая они назвали не просто ошибкой, а действиями, ставящими обе страны в изоляцию в арабском мире.
Раздражение явно связано с разочарованием. Ведь год назад Москва и Пекин в примерно схожей ситуации позволили принять резолюции о бесполетной зоне над Ливией. Сейчас же они не пропустили «смягченный» документ. Однако именно нарушение силами НАТО мандата ООН по Ливии заставило Москву и Пекин быть на этот раз настороже.
Ссылаясь на мандат ООН, силы НАТО и ее арабских союзников провели военную операцию по смене режима, сопровождавшуюся жертвами со стороны гражданского населения. Затем разрушенная и дезорганизованная страна была оставлена на попечение ООН.
Если и была допущена ошибка, то еще тогда, в марте 2011-го. Разумеется, не исключено, что отказ Москвы и Пекина «пропустить» резолюцию по Ливии мог не остановить операцию НАТО, подготовка которой тогда велась полным ходом, а в скрытой части она уже шла. Подобный «косовский» сценарий возможен и на этот раз. Об этом говорят факты – в частности, активная засылка в Сирию оружия для формирований оппозиции, а возможно, и самих повстанцев.
Подобная операция может принести много беды Сирии, стране мультиконфессиональной и неоднородной по этническому составу населения. Более того, она может резко обострить ситуацию во всем регионе Ближнего Востока, где все еще идут две войны, существует острая палестино-израильская проблема и наблюдаются трения в отношениях соседних стран с Израилем. Обострится и ситуация вокруг Ирана. Иными словами, попытки стран Запада в союзе с монархиями Персидского залива использовать так называемую арабскую весну для достижения выгодных для них геополитических перемен способны лишь обострить проблемы региона и усилить их взрывоопасный характер. Этому надо всячески противодействовать.