Ключевой предвыборный тезис Владимира Путина о создании 25 миллионов новых рабочих мест поставил под сомнение министр его же правительства. Создание миллионов новых, высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест для образованных граждан Владимир Путин не первый раз называет «общенациональной задачей», вокруг которой «нужно строить государственную политику, консолидировать усилия бизнеса, создавать наилучший деловой климат». Однако, похоже, этот красивый экономический лозунг не имеет под собой достаточных оснований – в том числе и демографических. «В течение восьми лет школы будут оканчивать примерно 700 тысяч ребят в год», – сказал глава Минобрнауки Андрей Фурсенко 6 февраля на встрече с ректорами технических вузов. По его словам, с таким притоком выпускников школ не решить задачу, поставленную руководством страны по созданию в ближайшие годы 25 миллионов новых, высокотехнологичных рабочих мест, передает Интерфакс. Рассуждения министра Фурсенко вполне можно понять: даже если абсолютно всех выпускников школ и вузов устраивать исключительно на суперсовременные предприятия, то 25 миллионов новых рабочих мест в России появятся в самом лучшем случае только через 36 лет. И это при условии, что ни один из выпускников в эти десятилетия не заболеет, не забеременеет, не уйдет ни в домохозяйки, ни в свободные художники и не эмигрирует. А будет только непрерывно трудиться на новых «высокотехнологичных местах» и даже не подумает с них увольняться.
Между тем 25 миллионов новых рабочих мест, по словам премьера, нужно создать не за 50 лет, не за 40 и не за 36 лет – а гораздо раньше. «Из российской экономики, бюджетной сферы должна уйти неэффективная занятость, а взамен создано не менее 25 миллионов современных, высокооплачиваемых рабочих мест┘ Это общенациональная задача на ближайшие 15–20 лет», – заявил премьер в июне 2011 года в Женеве на сессии Международной организации труда. Но если ориентироваться на названные главой правительства сроки (15–20 лет), то легко посчитать, что на «высокотехнологичные» и высокооплачиваемые места ежегодно нужно устраивать не только поголовно всех выпускников школ и вузов, но ежегодно создавать от полумиллиона до миллиона таких же мест для уже работающих граждан.
Тезис о 25 миллионах новых рабочих мест – это не оговорка. Впервые этот стратегический ориентир премьеру предложила весной прошлого года бизнес-организация «Деловая Россия»: создать к 2025 году в конкурентном секторе 25 миллионов новых современных рабочих мест. Правда, с тех пор ориентир «к 2025 году» постоянно изменяется. Так, в июне премьер заменил 2025 год на «ближайшие 15–20 лет», то есть на 2026–2031 годы. А в сентябре на программном съезде единоросов премьер говорит уже только о 20 годах («это наша общенациональная задача на ближайшие 20 лет»).
Хотя лозунг о миллионах новых вакансий звучит не первый год, реальная экономика развивается в прямо противоположном направлении. «Структура занятости смещается не в направлении диверсифицированной, высокопроизводительной, высокотехнологичной и инновационной экономики, а в противоположном направлении. Большая и растущая доля неформального сектора сигнализирует о неблагоприятной институциональной среде для создания новых и расширения действующих предприятий», – отмечается в проекте новой версии «Стратегии-2020». Еще одна негативная тенденция – это сокращение конкурентного сектора, где якобы и должны появляться новые рабочие места. «Бюджетники постепенно вытесняют занятых в коммерческом секторе: доля бюджетного сектора среди всех занятых в корпоративном секторе превысила 30%, а в секторе крупных и средних предприятий и организаций превышает 40%», – отмечается в этом документе.