Некоторое время тому назад на официальном сайте Министерства образования и науки был опубликован очередной проект закона «Об образовании в Российской Федерации». Это – версия 3.0.3, до того была версия 3.0.2, в 2010 году успели выйти первая и вторая версии проекта. Велика вероятность, что именно эта версия через какое-то время будет предложена депутатам Государственной Думы и, имея в виду продолжительность работы над проектом, нынешний проект, с какими-то уже косметическими поправками, обретет законодательную силу.
Между тем эта новая, не первая и не вторая (и даже не третья) версия, как и все прежние, вызывает вопросы и серьезные опасения. Например, там, где речь идет об университетах, говорится об университетах федеральных и научно-исследовательских. То и другое – замечательно. Но весь прошлый год, как не помнить об этом, прошел в долгих, сложных, но в итоге, казалось, не бессмысленных дискуссиях о том, как быть с нашим театральным, кино- и музыкальным образованием, по-прежнему ценимым далеко за стенами соответствующих вузов – Московской консерватории, ГИТИСа, ВГИКа... Один из предыдущих проектов закона «Об образовании» ставил на грань небытия и нашу уникальную систему непрерывного музыкального и хореографического образования, потребовалось даже провести совместную коллегию Минкульта и Минобразования, чтобы эти тонкости были услышаны и поняты, – до того музыкальные школы, училища и даже хореографическая академия фактически приравнивались к кружкам юного химика или кройки и шитья. С этим разобрались. Для Московской консерватории, ГИТИСа и ВГИКа тоже нашли, может, не самый лучший, но с точки зрения закона – единственно возможный выход: им всем был присвоен статус университета. Иначе, к сожалению, невозможно было доказать право тех, других и третьих готовить педагогов и профессоров в собственных стенах. Хотя на словах все, конечно, понимают: педагоги по скрипке воспитываются в консерватории, а по актерскому мастерству – в том же ГИТИСе, а не в Бауманском и даже не в МГУ. Именно этим и объясняется престиж нашего актерского и музыкального образования, за которым и сегодня в Москву едут со всего мира, буквально – со всех концов.
Новый проект, вернее, новая версия проекта закона «Об образовании» не предусматривает каких-то особых университетов культуры и искусства, а федеральным или научно-исследовательским университетом консерваторию и ГИТИС вряд ли назовут. Получается, что вся прошлогодняя борьба, все многочасовые дискуссии прошли впустую и прошлогодние переименования, казавшиеся победой, тоже не значат ничего.
Похожие мысли приходят в голову, когда думаешь о том, что ждет страну с введением готовящейся в недрах Минэкономразвития и Минфина Федеральной контрактной системы. Она идет на смену 94-ФЗ, тому самому закону о госзакупках, который называют также законом о тендерах. В культурной отрасли этот закон не успел поругать только ленивый. Годы были потрачены на принятие поправок, последние были подписаны премьером Владимиром Путиным минувшей осенью, до того весной театры освободили от необходимости проводить тендеры на изготовление декораций, закупку светового оборудования, грима и т.п. Многие праздновали победу добра над злом и практического ума над небезобидным законом. Что же теперь? Встречи с президентом и премьер-министром, круглые столы в Госдуме, непростые и многочасовые трехсторонние встречи представителей Минкульта, Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития... Все зря? Начинать все сначала? Получается, так. Поправки вносят одни, а новые законы сочиняют другие, и, если в них согласия нет, мастерам культуры придется утешаться строчками Пастернака. А чем еще?
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.