Не секрет, что «Газпром» активно внедряется в электроэнергетику. В ходе недавней рабочей встречи, состоявшейся в центральном офисе «Газпрома», председатель правления газового гиганта Алексей Миллер и глава «Реновы» Виктор Вексельберг договорились завершить объединение активов в электроэнергетике до конца первого квартала 2012 года. Эта встреча явилась логическим завершением подписанного в июле прошлого года руководителями этих двух компаний Соглашения о намерениях. Как известно, июльский документ подтверждает намерения сторон объединить свои электроэнергетические активы на базе ООО «Газпром энергохолдинг» с преобразованием компании в открытое акционерное общество и возможным последующим размещением акций на фондовой бирже. Напомним,что «Газпрому» уже принадлежат ОАО «Мосэнерго», ОАО «ТГК-1», ОАО «ОГК-2» и ОАО «ОГК-6», а это порядка 16% от установленной мощности всей российской электроэнергетики. На сегодня «Газпром» уже стал крупнейшим владельцем генерирующих активов в России, обогнав по показателю установленной мощности государственные компании «Росатом» и «РусГидро». Доля выработки электроэнергии энергоактивами «Газпрома» составляет около 17% от общего объема производства электроэнергии в России.
Согласно стратегии «Газпрома» в электроэнергетике развитие электроэнергетического направления деятельности группы «Газпром» предусматривает, в частности, приобретение долей в генерирующих компаниях, строительство новых генерирующих мощностей, а также развитие энергосбытового и электросетевого видов деятельности. Комментируя данные договоренности, Алексей Миллер сообщил, что создаваемая компания войдет в один ряд с крупнейшими мировыми энергохолдингами и будет иметь на российском рынке долю в 25%. Такой энергомонстр будет охватывать энергосистемы двух столиц, центральной части и юга России, Приволжья, Урала и Западной Сибири.
То, что «Газпрому» выгодно контролировать значительную долю российского ТЭКа, сомнений не вызывает. Но вопрос для потребителей состоит в том, выгодно это им или нет. Понятно, что у потребителя еще более сузится возможность ценового маневра и поиска более дешевых поставщиков электроэнергии и тепла. Ведь руководство «Газпрома» даже не думает о снижении цен. В лучшем случае оно предпочитает говорить о том, что цены не будут превышать уровня инфляции. Не случайно поэтому, что многие крупные энергопотребители уже сейчас вводят в строй собственные котельные и даже целые электростанции, чтобы избежать роста тарифов, неизбежно связанных с зависимостью от одного-единственного поставщика даже в условиях, когда эти тарифы в значительной мере регулируются государством. На пользу электроэнергетики это не идет, поскольку ТЭЦ остаются недогруженными и прогрессивная технология конерации просто не используется. Да и создание конкурентного рынка в электроэнергетике откладывается на далекое будущее. Более того, российская электроэнергетика идет по пути газовой отрасли, где внутренние цены на газ стали уже превышать аналогичные показатели рынка США. Именно поэтому глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев расценил объединение энергоактивов «Газпрома» и «Реновы» как «нежелательное» с точки зрения антимонопольного законодательства и предупредил, что отношение его ведомства к этой сделке «очень настороженное».
Российские проблемы, связанные с высокими энерготарифами, обусловлены прежде всего отсутствием конкуренции в этом секторе экономики. А это, в свою очередь, зависит от уровня монополизации рынка, которая препятствует конкуренции.