В первые рабочие дни нового года правительство занялось привычным делом: ручным регулированием коммунальных тарифов по всем российским городам и весям. Главам губерний, где обнаружится незапланированный рост цен в ЖКХ, из Москвы пригрозили увольнениями. «Как в предыдущие годы, у нас взлетали в начале года тарифы на услуги ЖКХ и на всю социалку. В некоторых регионах до 70% сразу! После инаугурации внимательно посмотрю на тех, кто допустил скачки тарифов. И с тяжелым сердцем, но вынужден буду принять кадровые решения», – предупредил губернаторов 13 января после селекторного совещания премьер Владимир Путин.
Персональные нагоняи уже много лет являются неотъемлемой частью реальной экономической политики. И год, и два назад федеральные власти пытались наводить порядок в ЖКХ самыми примитивными средствами: угрозами увольнений, напоминанием о политической ответственности и требованиями подогнать тарифы под установленные в Москве ограничения. «Там, где предельные индексы изменения тарифов превышают 25%, в течение недели они должны быть возвращены до уровня не более 25%. Все знают, какая политическая ответственность на руководителях субъектов РФ за эту работу, и эта ответственность будет неотвратимой», – угрожал региональным начальникам вице-премьер Дмитрий Козак в начале 2010 года на таком же всероссийском селекторном совещании.
Попытки создать современную систему регулирования коммунальных тарифов продолжаются в России уже 15 лет. Однако особых успехов здесь пока нет. Сегодня трудно представить, как Ангела Меркель или Барак Обама грозят отставками региональным администрациям из-за повышения коммунальных платежей в каком-нибудь немецком или американском «городке Нововятске». Однако в нынешней России это обычная практика. Ведь сугубо местные проблемы – вроде цен на горячее водоснабжение в Нововятске – можно решить только через вмешательство первых лиц государства. Именно поэтому квитанции на оплату воды жители Нововятска шлют напрямую Путину.
При этом в правительстве словно позабыли, что самый верный способ определения справедливой цены – это здоровая конкуренция и жесткий контроль за издержками монополий. Но контроль издержек – это не предвыборные нагоняи или разовая антиофшорная кампания. Контроль издержек предполагает прозрачный и понятный для потребителей расчет тарифов, который контролируют независимые аудиторы.
Примечательно, что первый президентский указ о коммунальной реформе от 1997 года как раз и предполагал создание конкурентной среды и контроль расходов монополий при участии самих потребителей. Однако реализовать на практике эти принципы в современной России почти невозможно. О каком контроле местных монополий можно говорить, если само центральное правительство создает тепличные условия для инфраструктурных монополий и вовсе не требует неуклонного снижения их издержек? Неслучайно многие коммунальные начальники давно уже стали долларовыми миллионерами.
О какой конкуренции в ЖКХ можно говорить при отсутствии независимого суда и расцвете коррупции в местных администрациях? Создать современную систему тарифного регулирования непросто. Для этого может потребоваться не один год. Но что можно подумать, если и через 15 лет после начала реформы тарифы на горячую воду в кировском Нововятске по-прежнему должен устанавливать премьер? Может быть, именно такая система ручного регулирования и устраивает федеральных чиновников?