Один из самых острых вопросов, прозвучавших на прямой линии премьера с населением страны, натолкнул на неожиданное открытие. Вдруг выяснилось, что в правительстве не всегда точно и предметно знают, что происходит в подведомственных ему сферах жизни. Об этом невольно проговорился Владимир Путин, когда отвечал на вопрос, почему до сих пор не решена проблема с постоянным жильем для увольняемых в запас военнослужащих. Сначала обещали закрыть ее до конца 2010 года, потом до конца 2011-го, сейчас окончание этого процесса отодвигается к 2013 году. Почему?
Владимир Путин объяснил, что среди причин этому то, что в Минобороны неправильно вели учет нуждающихся в жилье. Если первоначально считалось, что таких военнослужащих 70 тысяч, то потом оказалось, что их 150. Буквально премьер сказал следующее: «Мне принесли цифры стоящих в очередях нуждающихся увольняемых и уволенных военнослужащих в стране – 70 тысяч человек. Исходя из этих потребностей было дано поручение Министерству финансов и Министерству экономики просчитать возможности бюджета и выделить на соответствующие годы необходимые ресурсы, что и было сделано». Аналогичная история произошла и с выделением квартир для ветеранов Великой Отечественной. Первоначально речь шла о 10–12 тыс. квартир, потом их количество возросло до 100 тыс. По словам премьера, количество нуждающихся в жилье выросло не только потому, что в Минобороны «из рук вон плохо» велся учет, но и потому, что в военном ведомстве проводится реформа, в ходе которой произошло сокращение офицерского состава. Правда, что помешало знать, сколько в стране неустроенных фронтовиков, он не пояснил.
Если кто-то когда-то думал, что информация к руководителям страны поступает из самых разных и авторитетных официальных источников, к примеру не только из Минобороны, ФСБ и Службы внешней разведки, но и Минсоцразвития, Минрегиона, Росстата и других подобных институтов, и решения в Кремле, правительстве и в военном ведомстве принимают на основе анализа всей совокупности этих сообщений, то теперь выясняется, что достаточно одного, пусть и не совсем достоверного доклада, и соответствующее распоряжение исполнителям будет отдано. Но при этом не факт, что оно будет реализовано так, как задумывалось.
К чему это приводит, понятно. И не только на примере выделения средств на приобретение жилья для увольняемых в запас военнослужащих и ветеранов-фронтовиков. Многие решения по проведению военной реформы, как теперь представляется, тоже принимались без соответствующей проработки, на основе искаженной и непроверенной информации, а то и под влиянием каких-то волюнтаристских эмоций. Иначе как можно объяснить ликвидацию как «классово чуждых» армии и флоту должностей прапорщиков и мичманов? Резкое сокращение почти на 200 тыс. офицерских должностей, чтобы потом через год-полтора признать, что как минимум 70 тыс. опытных и знающих офицеров войскам как раз и не хватает. При этом почти 5 тыс. лейтенантов продолжают служить на сержантских должностях. А история с контрактниками? Сначала утверждалось, что они нам не нужны. Теперь оказывается, что еще ой как нужны – не 100 тыс., а все 425 тыс. Только уже обученные, выдержавшие непростые аттестационные испытания...
Нелепых зигзагов проходящей реформы (при безусловной ее необходимости и важности) можно перечислять, к сожалению, бесконечно много. Происходит это не только потому, что она, как не раз утверждалось на страницах «НВО», не была основательно продумана, не прошла обкатку на весах общественного мнения, не получила необходимой поддержки армейской среды. Отсюда подрыв авторитета власти и военного руководства, которые обещают населению страны и людям в погонах помочь решить их насущные проблемы, но не выполняют взятых на себя обязательств. Не по причине собственной безответственности и декларативности сделанных заявлений, а из-за элементарного просчета с первоначальной информацией, из-за опасений открытой и честной дискуссии с заинтересованными лицами, с теми, на кого и для кого производятся все эти преобразования. И это не единственная и по большому счету не главная проблема.
Возникают более серьезные опасения: а что, если и остальные решения руководства России и военного ведомства, в том числе и с выполнением федеральных целевых программ, со стратегией развития тех или иных отраслей экономики, финансового оздоровления, укрепления обороноспособности и безопасности, тоже зиждутся на непроверенной, односторонней и необъективной информации?! И тогда в рискованную зону могут попасть не только интересы отдельных групп населения, увольняемых в запас военных или ветеранов-фронтовиков, как в случае с приобретением для них постоянного жилья, а те же стратегические силы ядерного сдерживания, строительство стратегического подводного атомного флота, ракетных комплексов – опоры и основного защитника суверенитета и независимости российского государства.
Не секрет, что без реального и скрупулезного учета состояния дел в стране, без опоры на выверенную и достоверную базу данных невозможно не только осуществлять контроль за выполнением распоряжений и указаний президента, премьера, министров правительства, но и прогнозировать последствия реализации их решений, работать на перспективу, укреплять Вооруженные силы и обновлять технологический парк оборонной промышленности и науки, заниматься модернизацией общественных отношений, вести какое-либо внятное международное торговое и экономическое сотрудничество, рассчитывать на привлечение инвестиций. Получается так, что в настройке нуждается не только политическая система государства, но и самое элементарное – достоверность информирования руководителей страны и армии о реальном положении дел в собственном отечестве и его войсках.
Неожиданное открытие на двадцатом году существования новой России.