Один из самых острых вопросов, прозвучавших на прямой линии премьера с населением страны, натолкнул на неожиданное открытие. Вдруг выяснилось, что в правительстве не всегда точно и предметно знают, что происходит в подведомственных ему сферах жизни. Об этом невольно проговорился Владимир Путин, когда отвечал на вопрос, почему до сих пор не решена проблема с постоянным жильем для увольняемых в запас военнослужащих. Сначала обещали закрыть ее до конца 2010 года, потом до конца 2011-го, сейчас окончание этого процесса отодвигается к 2013 году. Почему?
Владимир Путин объяснил, что среди причин - то, что в Минобороны неправильно вели учет нуждающихся в жилье. Если первоначально считалось, что таких военнослужащих 70 тыс., то потом оказалось, что их 150 тыс. Поэтому и ресурсы на решение этой задачи со стороны Министерства финансов и Министерства экономики выделялись соответственно. Такая же история произошла и с выделением квартир для ветеранов Великой Отечественной. Первоначально речь шла о 10–12 тыс. квартир, потом их количество возросло до 100 тыс. По словам премьера, количество нуждающихся в жилье выросло не только потому, что в Минобороны «из рук вон плохо» велся учет, но и потому, что в военном ведомстве проводится реформа, в ходе которой произошло сокращение офицерского состава. Правда, что помешало знать, сколько в стране неустроенных фронтовиков, он не пояснил.
Если кто-то когда-то думал, что информация к руководителям страны поступает из самых разных и авторитетных официальных источников – к примеру, не только из Минобороны, ФСБ и Службы внешней разведки, но и Минсоцразвития, Минрегиона, Росстата и других подобных институтов – и решения в Кремле и правительстве принимают на основе анализа всей совокупности этих сообщений, то теперь выясняется, что достаточно одного, пусть и не совсем достоверного доклада – и соответствующее распоряжение исполнителям будет отдано. Но при этом не факт, что оно будет реализовано так, как задумывалось.
К чему это приводит, понятно. Хотя бы на примере выделения средств на приобретение жилья для увольняемых в запас военнослужащих и ветеранов-фронтовиков, а также из обещаний руководителей страны, что лейтенант будет с 1 января получать «не менее 50 тысяч рублей» – реально он получит только 30 тыс. (см. «НГ» от 14.12.11). Подрывается авторитет власти, которая обещает населению страны помочь решить его насущные проблемы, но не выполняет взятых на себя обязательств. Не по причине собственной безответственности и декларативности сделанных заявлений, а из-за элементарного просчета с первоначальной информацией. И это не единственная и, к сожалению, не главная проблема. Возникают более серьезные опасения: а что, если и остальные решения руководства России, в том числе и с выполнением федеральных целевых программ, со стратегией развития тех или иных отраслей экономики, финансового оздоровления, укрепления обороноспособности и безопасности, тоже зиждутся на непроверенной, односторонней и необъективной информации?!
Не секрет, что без реального и скрупулезного учета состояния дел в стране, без опоры на выверенную и достоверную базу данных невозможно не только осуществлять контроль за выполнением распоряжений и указаний президента и премьера, но и прогнозировать последствия реализации этих решений, работать на перспективу, заниматься модернизацией общественных отношений, вести какое-либо внятное международное торговое и экономическое сотрудничество, рассчитывать на привлечение инвестиций. Получается так, что в настройке нуждается не только политическая система государства, но и самое элементарное – достоверность информирования руководителей страны о реальном положении дел в собственном отечестве.
Неожиданное открытие на двадцатом году существования новой России.