Год назад премьер Владимир Путин поручил экономистам разработать новый вариант долгосрочной «Стратегии-2020», поскольку ее первая версия обнаружила полное несоответствие реальности почти сразу после утверждения в правительстве осенью 2008 года. Доклад о многомесячной работе сотен экспертов и сам проект обновленной «Стратегии» планировалось представить в правительство в декабре. Однако презентация нового пути к светлому будущему вряд ли станет духоподъемным предвыборным мероприятием. Дело в том, что предложения авторов «Стратегии» противоречат нынешнему курсу властей на увеличение оборонных расходов за счет сокращения социальных программ. Сомневаются разработчики «Стратегии» и в ставке правительства на введение нового налога на недвижимость. В правительстве надеются, что этот налог станет опорой бюджета уже в 2013 году, а экономисты не надеются на это – по крайней мере до 2020 года.
«Нормально для любой власти, для любого правительства – проанализировать, что сделано и как сделано. Каких целей удалось добиться, какие ошибки были совершены, что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в будущем и эффективно развиваться. Это обязанность любого правительства – заглянуть в будущее», – напутствовал год назад премьер авторов будущей стратегии. Ученые-экономисты, правда, могли и не знать, что правительство, не дожидаясь их рекомендаций, самостоятельно выберет экономический курс. А авторам новой «Стратегии» придется выбирать: либо подгонять свои «рекомендации» под уже принятые решения, либо выступить с открытым забралом против официального курса на приоритетное финансирование обороны, безопасности и правоохранительных органов.
Напомним, что правительство утвердило объемы финансирования оборонки до 2020 года и именно эти расходы являются приоритетными. («20 триллионов рублей – гособоронзаказ до 2020 года плюс 3 триллиона рублей еще на переоборудование, переоснащение оборонно-промышленного комплекса», – уточнил запланированные расходы премьер в начале ноября.) Одновременно с ростом расходов на оборону и безопасность предполагается пропорциональное снижение финансирования ЖКХ, образования, культуры и здравоохранения. Сокращение социальных программ в пользу безопасности экономисты расценивают по-разному. Так, эксперты Института Егора Гайдара считают, что расширение секретных статей бюджета на 2012–2014 годы «полностью исключает его корректный анализ». Но в то же время из правительственных материалов следует, что расходы на образование сокращаются с 4% ВВП в бюджете-2011 года до 3,6% ВВП в 2014 году. А расходы на национальную оборону увеличиваются с 2,9% ВВП в 2011 году до 3,8% ВВП в 2014 году, говорит член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер. Бюджетные расходы на здравоохранение в течение четырех лет будут сокращены с 3,9% ВВП до 3,4% ВВП. «Сокращаются расходы на культуру, спорт, межбюджетные трансферты; расходы на ЖКХ падают более чем на 40%. Главным приоритетом бюджета являются расходы на безопасность и правоохрану: они увеличиваются почти в полтора раза, причем в первую очередь за счет расходов на полицию», – оценивает бюджетные ориентиры директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Но разработчики «Стратегии» советуют правительству совершенно противоположный курс: увеличивать долю бюджетных расходов по статьям «образование, здравоохранение, дорожное хозяйство, информационно-коммуникационные технологии и связь» в сумме примерно 4% ВВП, а расходы на оборону сократить на 2% ВВП. И этот курс уже получил название «бюджетного маневра – четыре процента минус два процента». Воспримет ли правительство советы экономистов – или у новой версии «Стратегии-2020» будет та же судьба, что и у ее предшественницы? Ответ на этот вопрос можно будет узнать уже весной 2012 года, когда правительство начнет корректировать бюджет на очередную трехлетку.