Субботний массовый митинг в Москве, сопровождавшийся десятками выступлений в других городах, зафиксировал не только новый уровень активности граждан. Он показал, что повестка дня страны впервые за 10 лет формируется сегодня не Кремлем, а оппозицией, Facebook, десятками тысяч людей, участвовавших в протестных акциях. Власть растеряна. Она явно не была готова к такому развитию событий.
Проверенные методы подавления выступлений радикалов на Триумфальной площади, отработанные в последние несколько лет, не пригодились. Слабые попытки их копировать, вроде начавшихся вдруг ремонтных работ «Мосводоканала» на месте будущего митинга (по аналогии с имитацией раскопок на Триумфальной), были срочно свернуты, как только информация об этом распространилась в Интернете. Хорошо хоть власти не дали команды нашистам развернуть на Болотной площади палатки для сдачи крови.
Общественные настроения в России после выборов формировались под воздействием относительно новых для нас факторов.
Во-первых, в отличие от выборов 2007 года намного более распространенным стало использование технических средств фиксации нарушений на избирательных участках. YouTube реально стал местом формирования публичных оценок свершившимся фактам.
Во-вторых, главным носителем протеста оказались граждане со слабой партийной привязкой, но с сильным чувством собственного достоинства.
В-третьих, российские выборы надо рассматривать в контексте всех событий 2011 года, начиная с январских событий в Тунисе и Египте.
Если бы власть учитывала эти особенности общественных настроений, то скорее всего смогла бы разработать ряд шагов по содержательной реакции на эти перемены и новации. Но, следуя в фарватере событий, власти оказались беспомощны и растеряны: всегда слабее тот, кто бьет вторым. В центре событий оказались публичные акции оппозиции, Навальный, Яшин, Немцов, известные писатели, артисты и телеведущие.
Оппозиция оказалась организованнее. Теперь остается посмотреть за тем, как скоро Кремль и Белый дом окажутся в состоянии вернуть себе инициативу по фиксации повестки дня страны. И стоит ли добиваться единоличного права на эту повестку или время диктует необходимость компромисса и изменения стилистики власти. Насколько успешной будет попытка учета мнения оппозиции, предопределят характер, направление и уровень радикализма общественно-политических преобразований в России в предстоящие годы.