Вряд ли стоит сейчас бежать от евро. Но и от вступления в ЕС, а тем более в еврозону, да и от укрепления с Брюсселем финансово-экономических связей, несомненно, имеет смысл воздержаться. Первоначальная эйфория, связанная с объединенной Европой и характерная для ряда постсоветских государств, включая, собственно говоря, и кое-кого из российских политиков, явно уступает место скептическому анализу складывающейся ситуации. Проблема турбулентности как в еврозоне, так во входящих в нее странах связана с двумя факторами. Это слабый финансовый контроль наднациональных органов за процессами, происходящими в отдельных странах еврозоны, устаревший для конкретных европейских условий принцип единогласия и┘ как это ни звучит странно, чрезмерная и никем не контролируемая «потребительская» выборная демократия.
Теперь уже ясно, что финансовые данные, которые получал Брюссель от некоторых своих стран – членов ЕС, были приукрашены, или, проще говоря, подтасованы. Реальные показатели не позволили бы в свое время принять кое-кого в еврозону, а может быть, и в ЕС вообще.
Принцип единогласия при принятии решений, как оказалось, оставляет лазейки для некоторых недобросовестных участников евросообщества, которые под лозунгом защиты суверенитета не позволяли брюссельским экспертам разобраться в своих бюджетно-финансовых черных и серых схемах. А «потребительская» демократичность выборов побуждает политические партии завоевывать голоса избирателей любыми способами, и прежде всего несбыточными для сбалансированных бюджетов обещаниями. В Греции шикарная социальная жизнь, обещанная побеждавшими на выборах партиями, фактически привела страну к дефолту. Но отказываться от такой жизни греки не спешат и склонны повесить все свои долги на Брюссель, продолжая также неплохо существовать уже за счет более финансово сильных партнеров по ЕС.
Понятно, что ситуация в ЕС побудила немецкого канцлера Ангелу Меркель заявить о том, что Германия не собирается быть главным кредитором еврозоны. Всего размер помощи для спасения финансовой системы Греции достиг 110 млрд. евро. Но, судя по всему, это не предел. А на очереди Португалия, возможно, Испания и даже Италия. Не удивляет, что наиболее сильные участники евросообщества, такие как Германия и Франция, начинают сближаться и разговоры о «Европе двух скоростей», которые ведутся уже не один год, больше не кажутся утопичными. Поэтому ожидать решительных шагов или системных решений на начинающемся саммите не стоит. Тем более что между двумя признанными лидерами еврозоны Германией и Францией существуют пока непреодолимые разногласия.
Германия требует тотального контроля со стороны наднациональных органов за поведением правительств стран – членов ЕС, а Франция, напротив, не готова поступиться своим суверенитетом. Поэтому на сегодня все двух- и многосторонние встречи в евроверхах и в узком, и в расширенном составе нужно рассматривать как своего рода «терапию» для финансовых рынков. Требуемых системных решений при существующих разногласиях даже между ведущими странами еврозоны в ближайшей перспективе ожидать не приходится. Реакция Европы на долговой кризис оказалась слишком медленной. А времени у европейцев, по оценке некоторых экспертов, осталось в лучшем случае до Нового года.
Несомненно, Европа старого образца уходит в прошлое. Глубокий финансовый кризис, охвативший Европейский союз, раз и навсегда похоронил надежды отцов-основателей на создание уникального европейского интеграционного образования. И скорее всего, как предсказывает французский президент Саркози, европейская единая валюта сможет выжить, если на руинах еврозоны образуется «зона стабильности» в составе Франции и Германии. Возможно, к ней примкнут и еще несколько не столь затронутых кризисом государств, например Австрия. В конечном счете Европа придет к необходимости подписания нового интеграционного договора, но этот процесс может занять годы.