События последних месяцев на Ближнем Востоке привели к серьезным геополитическим сдвигам в регионе. Арабская весна подорвала влияние стран, задавших в прошлом тон, прежде всего самой населенной – Египта. На становление нового режима в этой стране, по оценке экспертов, уйдут годы. И пока трудно предсказать его конечный характер – на власть претендуют как военные круги, так и разнородные политические силы, среди которых на данный момент наиболее заметны исламистские партии, умело использующие открывшиеся возможности выборного процесса.
Период сложной внутриполитической борьбы предрекают также таким странам, как Тунис и Ливия. И в них растет влияние исламистов. В изоляции Сирия, охваченная выступлениями оппозиции.
В то же время в регионе растет влияние монархий зоны Персидского залива. Их организация – Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) была инициатором всех важных решений Лиги арабских государств (ЛАГ) последнего времени, включая обращение к СБ ООН с просьбой ввести над Ливией зону, закрытую для полетов, и приостановление членства Сирии в ЛАГ.
Члены ССАГПЗ Катар и ОАЭ приняли участие в ливийской операции, включая формирование и обучение повстанческих отрядов в составе исламистов. Они и сейчас продолжают влиять на ситуацию в этой стране, поддерживая близкие к ним исламистские группировки. Известно также о систематической помощи монархий Персидского залива исламистским движениям и партиям в Египте, Тунисе и других арабских странах. В ССАГПЗ приглашена даже такая далекая от залива страна, как Марокко.
На ведущем месте в группировке аравийских монархий находится Саудовская Аравия. Она и в прошлом часто играла весьма важную роль, но, как правило, при этом оставалась в тени. Мало кто знает, например, что Эр-Рияд сыграл свою роль в усилиях по развалу СССР – «дом Сауда» откликнулся на просьбу Джорджа Буша-старшего добиться резкого снижения цен на нефть на мировом рынке в критический период перестройки и тем самым лишил Москву важных доходов.
Ныне саудовцы выходят на первый план в политической жизни региона. В текущем году они выделяют в виде помощи другим арабским государствам около 15 млрд. долл.
Эр-Рияд задает тон и в гонке вооружений. Так, по данным печати, Эр-Рияд планирует в течение ближайших 10 лет удвоить численность сухопутной армии. Заключены контракты на приобретение в США самолетов F-15 и другой военной техники на 60 млрд. долл. Соседний Оман приобретает также у США ПЗРК Stinger и ракеты «воздух-воздух», а ОАЭ – тысячи противобункерных бомб. США намерены создать в регионе Персидского залива систему ПРО (против баллистических ракет малой и средней дальности).
Весьма оживился стратегический диалог между США и странами ССАГПЗ. С одной стороны, можно понять стремление Вашингтона использовать этот канал для налаживания контактов с набирающими силу исламистскими движениями в регионе. Но нельзя забывать, что точно такое же взаимодействие в период афганской войны 1979–1989 годов привело к возникновению в конечном счете «Аль-Каиды» и «Талибана».
Еще опаснее превращение региона в пороховую бочку. Создаваемый там военный потенциал явно выходит за рамки оборонительных потребностей. В качестве наиболее вероятной цели таких приготовлений эксперты называют Иран. Но в регионе есть и другие потенциальные очаги напряженности. Возможно, например, вмешательство в дела других арабских государств.
Ружье, которое появилось на сцене в первом акте, в третьем обязательно выстрелит. Такое применимо и к региональным ситуациям.