Предвыборные кампании в российском Интернете становятся все более легковесными и уже напоминают настоящую профанацию. Так, главная страница только что открытого портала «большое правительство.РФ» заполнена фрагментами давно опубликованной рекламы зарубежной недвижимости, а также старыми текстами с других сайтов (где, в частности, указан источник: газета «Экономика и жизнь» за 2004 год).
Портал «большого правительства» пестрит также призывами – предложить собственные рецепты разрешения всех без исключения проблем страны: «как сохранить единство народов России», «как решить проблемы транспорта», «как возродить малые и моногорода», «как решить проблемы Интернета», «как оптимизировать работу скорой помощи» и т.д. и т.п. Рядом с этими опросами мелькают рекламные баннеры партии власти, видеофрагменты, нарезки новостных лент, а также десятки ссылок на блоги узнаваемых персон – от президента РФ Дмитрия Медведева и представителя РФ при НАТО Дмитрия Рогозина до телеведущих – Тины Канделаки и Сергея Минаева.
Важность тем, которые перечислены на портале, не вызывает сомнений. Но почему-то создается впечатление, что никаких реальных проблем блогеры «большого правительства» в действительности решать и не должны. У них скорее другая задача – создать иллюзию внимания власти к общественным запросам, о которых она якобы не знает, но очень хочет, чтобы ей о них рассказали.
Вот, например, видный ветеран-единоросс Владимир Плигин требует и настаивает: «Использование бюджетных средств должно быть кристально чистым». Рядом заместитель министра Алексей Лихачев убеждает нас, что «мы должны решить важнейшую стратегическую задачу – активизацию внутренних, региональных источников роста», а не заливать «деньгами системные проблемы дотационных регионов». Президент Татарстана Рустам Минниханов видит корень зла в «административной разобщенности системы госуправления земельными ресурсами и недвижимостью». Телеведущая Канделаки обеспокоена долгостроем Московского кадетского корпуса. Тут же писатель Сергей Минаев рассказывает, как трудно выплачивать по ипотечному кредиту 14–15% годовых. Но президент фонда «Общественное мнение» Александр Ослон считает, что и жилищная проблема вполне решаема – важно только «брать не кота в мешке, а уже готовое жилье, понимая, за что платишь деньги». «Интернет-трансляции спектаклей ни в коем случае не должны быть платными», – вступает в дискуссию молодой театральный режиссер Василий Бархатов┘
Фонтан идей на сайте «большого правительства» может удивить кого угодно. Но почему же возникают подозрения в профанации и балагане? На такие мысли наводит сравнение с прошлой предвыборной интернет-кампанией, в центре которой были приоритетные национальные проекты и портал с символическим названием ROST.ru. Четыре года назад власть не просила блогеров поучаствовать в карнавале идей и мнений, а четко сформулировала приоритеты: жилье, здравоохранение, образование, производство продовольствия. И обещала добиться прогресса в этих четырех направлениях. Все новости о реализации нацпроектов подробно освещались на ROST.ru. А отвечающий за нацпроекты кандидат в президенты Дмитрий Медведев посещал с инспекциями российские провинции, что и способствовало успеху кампании. Сегодня портал национальных проектов ROST.ru больше не поддерживается и не обновляется. Возможно, потому, что заявленные в них цели так и не были достигнуты.