В ходе недавнего визита на Алтай президент России Дмитрий Медведев заявил, что намерен дать поручение руководству «Газпрома» по строительству магистральных газопроводов в этом регионе. Заметим, что в крае уже есть два газопровода. Существует генеральная схема строительства еще двух. Губернатор Алтайского края Александр Карлин попросил у президента поддержки: «Просьба обратиться к руководству «Газпрома» для того, чтобы ускорить начало работ по строительству магистральных газопроводов и отводов».
Между тем, по самокритичному признанию губернатора, доля газификации сел в крае составляет всего 10%. Президент Дмитрий Медведев напомнил, что поставлена задача газифицировать всю страну. При этом он подчеркнул, что речь идет о разумных пределах и, конечно, «бессмысленно тащить трубу к одному дому на хуторе».
Таким образом, проблему тотальной газификации страны собираются решать с помощью строительства магистральных трубопроводов. Но в том-то и дело, что можно построить еще и два, и двадцать два магистральных трубопровода, а большая часть населения, живущего в самой богатой по запасам природного газа стране мира, так и не узнает всех благ, которые приносит газификация. В данном случае президента подводит игнорирование законов развития технологических систем. А они, эти законы, вполне однозначны: чтобы система была устойчива, должно поддерживаться определенное, строго вычисляемое, соотношение между крупным, средним и мелким оборудованием, производством и проч. Это относится и к мощности газопроводов.
Надавить на «Газпром», с тем чтобы он начал строительство еще двух магистральных газопроводов, конечно, можно. Вот только это не решит задачу газификации, о которой упомянул президент. Как говорил герой одной очень популярной кинокомедии, «вы ставите нереальные задачи. Это... как его... волюнтаризм».
В истории техники, кстати, есть примеры крупномасштабных технологических проектов, которые потерпели фиаско именно из-за того, что делалась ставка на развитие крупных генерирующих мощностей и абсолютно игнорировались мелкие и средние производители. Речь идет о знаменитом плане ГОЭЛРО (1920 год). Цель, поставленная этим планом, была аналогична той, что ставит сегодня президент Медведев относительно газификации страны, – дойти до каждого станка и электрической розетки.
В основу развития электроэнергетики было положено строительство крупных, гигантских даже электростанций. Заводам, например, запрещали строить собственные электрогенерирующие мощности. Уже к 1930 году были уничтожены миллион мелких ветряков – около 5 млн. кВт генерирующей мощности. А в 1960-х годах, при Хрущеве, уничтожили еще более 6 тыс. средних электростанций – каждая в несколько мегаватт мощности.
Но крупное энергогенерирующее производство, как это ни странно, не смогло обеспечить потребности населения: 2/3 территории России до сих пор не электрифицированы и находятся в зоне децентрализованного и автономного энергоснабжения. Это почти 25 млн. человек. Более 50 регионов энергодефицитны.
Нечто подобное ждет и планы газификации, если мы будем делать ставку только на развитие магистральных трубопроводов. Впрочем, тут не надо заблуждаться. Магистральные газопроводы строятся почти исключительно для наращивания объемов экспорта голубого топлива.
Вот и премьер-министр Владимир Путин на недавнем совещании по проекту Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2030 года в Новом Уренгое подчеркивал: «Наши производители должны удовлетворить растущие потребности в газе, гарантировать устойчивое снабжение российских потребителей, сохранить и расширить свое присутствие на мировых рынках энергоносителей. Для этого предстоит нарастить объемы добычи газа – с нынешних 650 миллиардов кубометров до 1 триллиона кубометров в год┘ И все возможности для этого у нас есть».